Любая работа — это деятельность, ведущая к какому-либо результату. Работа школы — это одновременные усилия нескольких сторон с неоднозначным и многогранным результатом. В образовательном процессе задействованы школьники, педагоги, родители и некоторые сторонние силы, которые все вместе трудятся над созданием из ребенка нового гражданина и просто хорошего человека. Что же можно считать результатом труда школы, как образовательного учреждения, его показателем?
«Оценки!», — всенепременно скажет любой школьник. Как же без них? За двойки ругают, за пятерки хвалят, да и идти по жизни отличником или хорошистом легче.
«Оценки!», — выберут прагматичные взрослые. Родители заглядывают в дневник своего ребенка в поисках четверок и пятерок, и очень расстраиваются, обнаружив несколько иные результаты. Они наверняка поддержат детей, поскольку краснеть на родительском собрании в присутствии других пап и мам никому не хочется.
«Оценки!», — поддержат предыдущих ораторов учителя. Как, разве не знания и не всестороннее развитие? Увы и ах, наших учителей тоже ругают за плохие отметки в журналах. Нередко можно слышать от педагога, что он бы поставил двойку тому, кто регулярно на нее напрашивается, да вот не может, поскольку такая оценка — это плохой показатель. А плохой показатель — это снижение рейтинга школы в глазах вышестоящих организаций и все отсюда вытекающие. Думаете, директорам хочется выслушивать в свой адрес нелицеприятные высказывания? Они тоже люди и их можно понять.
Вот и вывод: главное в образовательном процессе — оценка
Однако не торопитесь забрасывать школу помидорами. Говоря об оценке, учитель всегда добавляет, что сдавать ЕГЭ придется все-таки самому школьнику, а при сдаче экзамена незаслуженная оценка не играет никакой роли. В присутствии строгой комиссии очень часто оказывается, что отличник справляется с заданием намного хуже твердого троечника. Значит, знания — немаловажная часть результата.
С таким выводом согласится и педагог, и родитель и в конечном результате — ребенок. Если же хорошенько поразмыслить и привести убедительные доводы, то все три стороны можно убедить, что знания являются самым главным результатом учебного процесса, его фундаментом и конечной целью. Все остальные показатели для галочки всего лишь бюрократическая шелуха, от которой, к сожалению, трудно избавиться.
Вполне возможно, что обещания оставить на второй год, воплощенные в жизнь, облегчили бы работу учителя и школы в целом. Большинство школьников это заставит, как минимум, задуматься, как максимум, отнестись к своим обязанностям более ответственно. Может, хватит жалеть наших заласканных деток, которые не знают, что такое отказ? Хватит ставить незаслуженные оценки, перехватывая понимающий взгляд: «Никуда ты не денешься, все равно поставишь тройку, даже если я вообще ничего делать не буду!»
Вот бы взять и вернуть некоторым школам самоуважение. В один миг превратив фантастику в реальность. Министерство не давит на регионы, области и районы на школьных руководителей, а те, в свою очередь, на педагогов. И настал бы рай на земле. Где все оценки - только за настоящие знания, экзамены — только с самыми высшими баллами. Учителя – только улыбающиеся, ученики — думающие и стремящиеся к знаниям. И самые-самые счастливые родители!
Неужели прав Некрасов и «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»?
Фото © news.rambler.ru
|