Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонка редактора

Сергей Болисов: 

25.03.2011

Сергей Болисов

Редактор школьного портала Schoolrm.ru

Путь к саморазвитию

Сегодня я хотел бы порассуждать на тему, которую на этой неделе затронула в своей заметке для «Российской газеты» руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова. Она подняла очень важную, на мой взгляд, проблему — воспитание человека, способного к саморазвитию на протяжении всей жизни. По её словам, основной задачей школы сейчас является именно формирование социальной ответственности учеников в процессе обучения, и, как следствие, постепенное превращение школьника в критически мыслящую и активную личность. Я предлагаю перейти от общего к частному и подумать над одним из основных вопросов, с которым сталкивается каждый ребёнок, окончивший школу — а научила ли она их учиться? Понятно, что определённый объём знаний в учащегося педагоги вложили, общим принципам взаимодействия с обществом обучили, а подготовило ли учебное заведение, дающее начальное образование, к дальнейшей жизни? Ведь каждый прожитый день, можно сказать, заставляет учиться чему-то новому, развиваться, но абсолютное большинство ребят к этому, увы, не приучено. Они попросту этого не умеют. После окончания школы учащиеся, чаще всего, поступают в вузы, но вуз — это уже не то место, где за каждым студентом будут бегать преподаватели, уговаривая подготовиться к занятию и ответить, дабы получить хотя бы минимальную оценку. Нет, никто бегать не будет, однако, многие об этом, к сожалению, даже не догадываются. Они привыкли, что им говорили: «Прочитай то-то и то-то, а потом расскажи то-то и то-то», а дальнейшая учёба подразумевает самостоятельное изучение большого числа вопросов, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к заданной теме. А ведь принцип «я знаю только то, о чём мне на уроке рассказал учитель» — самый распространённый среди школьников, сетующих на собственный низкий уровень знаний по той или иной дисциплине. Ученики должны понимать, что сорока пяти минут не достаточно для освещения всего необходимого материала. Но как им привить это понимание? Заставлять больше читать бессмысленно, это уже пройденный этап, одними «приказами» ничего не добиться, особенно это касается старшеклассников.


Часто бывает, что опытные преподаватели в вузах для подготовки к каждой новой теме советуют использовать совершенно разные книги. Они, опираясь на свой богатый опыт, знают, в какой литературе конкретный вопрос рассмотрен более понятно и доходчиво. Применять такую же систему и в школе? Увы, ученики часто изучают некоторые предметы по одному учебнику год, два или даже три года подряд. Как подойти к решению данной проблемы? Приучать школьников с начальных классов пользоваться сразу несколькими учебниками? Это кому-то вообще покажется безумством. Вводить эти принципы в старших классах? Тогда встаёт вопрос, а какими именно книгами должен пользоваться учащийся? И вообще приемлемо ли это в школе? Вопросов много, а ответов на них нет.


Возвращаясь к начальной теме рассуждения, замечу, что, на мой взгляд, именно школа должна развивать у человека привычку самообучаться. Как я уже говорил выше, каждый день преподносит массу сюрпризов, порой совершенно неожиданных. И нужно быть готовым ко всему: если человек умеет быстро ориентироваться и обучаться новым знаниям, ему вовсе не нужно всегда всё знать. Как это ни парадоксально, кажется, что умение самообучаться может помочь даже самому недалёкому человеку. Если не верите в это утверждение сразу, посмотрите по сторонам, вспомните, не этот ли Вася Петров прослыл в школе двоечником и неумехой, а сейчас руководит цехом по сборке импортных автомобилей? Не эта ли Маша Васильева не могла связать двух слов, отвечая на уроках истории, а сейчас проводит деловые переговоры с крупными западными партнёрами? Это, конечно, исключения, но случаются и они. А если подумать, такой успех ждёт только человека, готового к саморазвитию. Будь ты семи пядей во лбу, но без навыков к быстрому ориентированию в ситуации и обучению — что называется, не подсуетишься — не заработаешь, как любят сейчас некоторые говорить. То, что я в итоге свёл всё к заработку — не случайность, как ни крути, в наше не самое простое время именно человек, подготовленный к реалиям жизни, сможет в ней чего-то добиться. В этом, на мой взгляд, и есть основная задача школы — приспособить сегодняшних учеников к завтрашнему выходу в жизнь.


На выпускных вечерах учителя, прощаясь с выпускниками, часто повторяют дежурную фразу «Ну, а теперь вы отправляетесь во взрослую жизнь». Если подумать, не такая уж эта фраза и дежурная, ведь именно с момента окончания школы у человека появляется выбор — развиваться или не развиваться. Правда, часто бывает, что люди развиваются до определённой стадии и считают это венцом своего существования. Однако сильнейшие умы человечества утверждали, что пока человек живёт, он должен стремиться к развитию. Давайте не будем с ними спорить, а будем делать всё возможное, чтобы сегодняшние и завтрашние дети получали в школе не только минимальный набор знаний по математике и русскому языку, но и приучались к саморазвитию на протяжении всей своей жизни.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 655


написать комментарий
*Псевдоним *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:

Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы