Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Фролова Елена Васильевна

Некоторые моменты музыкального развития детей дошкольного возраста в классе скрипки.

Фролова Елена Васильевна

Преподаватель по классу скрипки, МОУ ДОД «Детская школа искусств №1»

Подготовительный класс в ДШИ и ДМШ служит для подготовки к занятиям по программе первого класса в полном ее объеме. Наличие подготовительного класса дает педагогу возможность без поспешности, спокойно развивать в ученике те качества, которые необходимы для последующих занятий. При этом воспитание музыкального слуха, ритма, памяти должно осуществляться так, чтобы привести к эмоциональному восприятию музыки, которое воздействует и на укрепление работоспособности ученика.


Методика занятий со школьниками неприемлема в занятиях с дошкольниками. Необходимо помнить, что психологические и физиологические уровни развития у них разные. Если, например, школьнику легко дается запоминание нот, то дошкольник осваивает их труднее, зато образная память у него сильнее. В работе над постановкой школьнику достаточно словесной подсказки, и он исправляет недостатки; дошкольник же осваивает постановку, копируя действия педагога, повторяя их многократно, до тех пор, пока не выработается автоматизм того или иного действия.


То же происходит и с эмоциональным восприятием. Если у школьника эмоциональное восприятие музыкального произведения можно вызвать путем общих указаний на то или иное настроение (грустно, весело), то у дошкольника подобные обобщения обычно отсутствуют. Малышам непонятно, что означает слово «грустно», оно у них связано с понятием «скучно». Зато произведения веселого характера им близки. Поэтому в работе с дошкольниками я прибегаю к конкретным, знакомым образам. Для восприятия музыкального произведения школьником, часто достаточно сыграть пьесу на инструменте, а для дошкольника надо еще и спеть её со словами, которые конкретизируют для него музыкальное содержание пьесы. В связи с этим, занятия необходимо вести по двум направлениям:

  1. развитие слуха и слуховых представлений;
  2. усвоение навыков постановки.

Каждая из этих задач состоит из нескольких компонентов. Нельзя, например, приступать к постановке рук без предварительных двигательных упражнений вне инструмента. Эти упражнения мы чередуем с занятиями на скрипке.


Развитие слуха и слуховых представлений состоит из таких компонентов, как: знакомство с новой песенкой, определение ее характера, разучивание со словами, отстукивание ее ритмического рисунка, подбор мелодии на скрипке и фортепиано, выразительное исполнение голосом и т.д.


От нас, педагогов, зависит интересное сочетание этих элементов в одном уроке. Длительная работа над каждым из них приводит к ослаблению внимания и снижению результативности. Как только стало заметно, что внимание снизилось, следует переключиться на другой вид деятельности. Кроме того, в течение урока ребенок не должен все время стоять, ему необходимо и подвигаться, и посидеть, но всё это должно происходить в русле занятий. Пассивный отдых сидя или разговор на отвлеченные темы сбивают темп урока и требует дополнительного времени на новую организацию внимания.


В заключение хочется отметить, что в работе с дошкольниками недопустима так называемая «спешащая» педагогика. Духовное развитие детей происходит неодинаково, с учетом этого вся работа должна проходить естественно, без нажима и спешки. Не должно быть забеганий вперед, напористого стремления к программе первого класса школы, к показу «вундеркиндов» - все это наносит только вред. В занятиях с дошкольниками прежде всего необходимо избрать индивидуальный подход к каждому ребенку, найти ключик к его душе, суметь заинтересовать и привить любовь к искусству.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 5954


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы