Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Юрий Митрофанов

Юрий Митрофанов, 22.02.2013

Мы учимся искусству «быть счастливыми в жизни»

Директор МОУ «Лицей №26»

Перефразируя известную поговорку, можно сказать: школы всякие нужны, школы всякие важны. И всё же среди множества общеобразовательных заведений можно выделить особенные. Пусть это субъективная оценка, но кажется, что саранский Лицей №26, отпраздновавший в конце 2012 года своё 40-летие, — как раз из этой серии. В чём же состоит его особенность, как удаётся держать марку и каковы перспективы развития — на эти и другие вопросы мы попросили ответить директора школы Ю.П. Митрофанова.

— Скоро будет два года, как на нашем портале вышло ваше интервью. Тогда, в апреле 2011 года, мы успели обсудить разные темы, но я хорошо запомнил Вашу фразу о том, что школа — это не только коридор и классы, что нужно создавать комфорт. Совсем недавно Лицею №26 исполнилось 40 лет. Как Вы считаете, удалось ли вашему коллективу создать этот комфорт? И в чём он выражается?

— За 40 лет биографии лицея каждое поколение учителей и, конечно, учащихся стремятся создать комфорт школьной жизни, ибо каждому приятно работать и учиться, где уютно, красиво, где тебя понимают и ценят. За эти годы в лицее действительно много сделано в плане создания уважающих условий, в которых учатся ребята. Пройдя по школьным этажам в этом можно убедиться. Это Зал торжественных церемоний, кафе «Алые паруса», цветочная галерея, Зал искусств, учебные кабинеты. А душевный комфорт складывается из той атмосферы, которая царит в лицее, где главенствует личность ученика, лицейское братство, бережное взаимоотношение взрослых и детей, где много добрых и красивых творческих дел, которые нас объединяют в один дружный коллектив, что позволяет чувствовать друг друга не на расстоянии учительского стола и ученической парты, а в непосредственном добром общении. Мы учимся искусству «быть счастливыми в жизни».

Краткая справка

Митрофанов Юрий Петрович родился 9 мая 1946 года, русский.

Образование высшее, в 1973 году окончил МГУ имени Н.П.Огарева.

Учитель высшей квалификационной категории, заслуженный работник образования РМ, награжден значком «Отличник народного просвещения».

Лауреат Премии Главы Республики РМ, награжден Почетным Знаком МЧС России «За заслуги». 30 лет – бессменный руководитель.

В 1998 году стал «Директор года России».

В 2009 году Указом Главы РМ присвоено звание «Народный Учитель РМ».

В 2010 году директор лауреат конкурса «Школа России - 2010».

В 2011 году награжден «Золотой медалью» за участие во Всероссийском конкурсе «Патриот России».

— Я не раз бывал в вашем лицее, и всегда обращал внимание на то, как ведут себя дети, когда Вы проходите мимо. В их глазах появляется то ли гордость, то ли понимание ответственности момента, и они с выражением здороваются. У вас учатся особенные дети? Или что вы делаете для того, чтобы они так уважительно относились к педагогам и руководству?

— У нас учатся обычные дети. Наш лицей иногда в шутку называют «Школой ЗДРАВСТВУЙТЕ». Действительно, у наших ребят сформирован этот очень важный элемент культуры. И это они делают всё очень искренне. А все начинается не столько с бесед о культуре, сколько с культуры поведения самого учителя и общения с ребенком. Непременно здороваясь с учеником обратись к нему с добрым лицом и по имени. И этим будет сказано твое отношение к нему, и все это будет щедро оценено ребенком.

— А если бы Вас попросили охарактеризовать свою школу одним словом, что бы это было за слово? И почему?

— Школу можно сравнить с семьей. Ведь, действительно, она как семья: здесь малыши становятся взрослыми, открывают мир от простого к сложному, здесь учатся уважать и помогать друг другу, преодолевать трудности. Здесь просто становишься человеком, вступающим во взрослую самостоятельную жизнь. А учителя сродни родителям: растят детей светлым умом и чутким сердцем.


«Мы просто обязаны чувствовать время и работать на перспективу»


— Если я правильно понимаю, Лицей начал работать над совершенствованием образовательного процесса задолго до современных государственных инициатив. Вы придумывали новые формы обучения, работали в связке с вузами, перенимали опыт коллег и т.д.. Что подтолкнуло вас к этому?

— Что подтолкнуло? Время. Само время. Ведь школа не может существовать вне времени. Мы просто обязаны чувствовать время и работать на перспективу. Учим детей не для оценок, а для жизни, причем для успешной. Сейчас мы реализуем инновационный проект «Информационно-технологическое образование», сущность которого состоит в том, чтобы у учащихся политехнических классов формировать инженерно-техническое мышление, развивать конструкторские способности и т.д. Именно эта задача для лицея весьма актуальна и это вызов времени! Здесь мы сотрудничаем с МГУ, «Технопарком» и, совсем недавно, 30 января текущего года, подписан договор сотрудничества с ОАО «Орбита».

— Вы руководите Лицеем более 30 лет. Я не знаком больше ни с одним из директоров школ, кто так же долго занимал бы эту должность. Это вообще может надоесть?

— Один философ заметил, что учитель — это не профессия, а предназначение. Коль, я в себе осознал, что это мое предназначение, не взирая на годы, я с желанием работаю. Я не себя люблю в школе, а школу в себе.

— В первом интервью, вышедшем в апреле 2011 года, Вы упомянули, что порядка 70% ваших учителей увлечены новыми информационными технологиями, помогающими им в работе. Вырос ли этот показатель за прошедшее время? Что у вас изменилось в этом плане?

— За два минувших года у нас значительно окрепла материальная база для более успешного использования педагогами информационных технологий. Создана локально-вычислительная сеть, каждый кабинет подключен к интернету, в начальной школе используют цифровые лаборатории и т.д. Поэтому практически все учителя используют информационные технологии в образовательном процессе, в том числе и технологии интерактивной доски. Хотя, честно сказать, не у всех это получается, как требует время. Флагманом работы в этом направлении у нас в городе является 43 лицей, и мы у них учимся.

— В 1994 году Лицею был присуждён грант Международного фонда «Культурная инициатива». Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, что это за награда?

— Фонд «Культурная инициатива» был создан в Москве. Он поддерживал инновационные учреждения страны в реализации наиболее интересных и эффективных проектов. Наша инициатива состояла в том, что мы вместе с МГПИ им М.Е. Евсевьева создали инновационный комплекс «Школа-вуз». В рамках этого проекта были открыты лицейные классы педагогического направления, выстроилась система взаимодействия педагогов с профессорско-преподавательским коллективом института. Обучение завершалось совмещенным экзаменом за курс средней школы и вступительным в институт. Лицеисты с большой благодарностью вспоминают это время. Именно за это лицей был представлен к награде по предложению Министра образования России В. Ткаченко, который познакомился с опытом нашей работы во время посещения Республики Мордовия в 1993 году.


«Истинный патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за страну, уважение к народу, не могут меняться от века к веку»


— Как-то Вы сказали, что общеобразовательная школа должна дать прочные, качественные, но всё-таки не профильные знания. А что Вы думаете о средних специальных образовательных учреждениях? Ведь последнее время всё больше говорится о пользе именно ссузов, а не вузов, но школьники по-прежнему относятся к ним со скептицизмом.

— Я не думаю, что школьники относятся со скептицизмом к ССУЗам. У нас в лицее после основной школы порядка 10% уходят учиться в колледжи. У ребят уже сформировался определенный профессиональный интерес. В принципе, это не плохо. Однако, я все таки сторонник того, чтобы ребята получали полноценное среднее образование, хотя, в старшей школе вобрать в себя всё безумное многообразие российской многопредметной школы качественно невозможно. Поэтому я за профильное обучение, которое позволит ребятам сконцентрировать свои усилия, внимание на том, что полезно, приятно и увлекательно.

— Общеизвестно, что «фишкой» 26-го лицея является патриотические воспитание. Последнее время о патриотизме очень много говорится в федеральных СМИ, но не все до конца понимают, что значит «быть патриотом». Как ваши педагоги объясняют это детям? Патриотизм 21-го века отличим от патриотизма века 20-го?

— Истинный патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за страну, уважение к народу, не могут меняться от века к веку. Патриотизм — это вечная ценность, другое дело, когда его подменяют лжепатриотизмом. У нас в лицее сложилась система патриотического воспитания с учащимися не только в кадетских классов, потому что мы стремимся к тому, чтобы в стенах лицея каждый ученик вырос патриотом.

Дело, конечно, не в многочисленных мероприятиях и не в громких словах, а в том, чтобы коснуться сердца ребенка, для того, чтобы из его каждодневных поступков, отношения к труду, к жизни было соткано чувство «Я патриот самого себя, патриот своей семьи, своего лицея, своей страны». «Он никогда не обманывал родителей, не предавал в дружбе одноклассников, помогал младшим и старшим, он всегда гордился своим лицеем – все это маленькие душевные поступки из которых выросло чувство высокой нравственности и патриотизма» — так рассказывали ребята о своем однокласснике Евгении Клюкине, который погиб, выполняя воинский долг. С болью в душе мы говорим, что в этом списке еще двое ребят нашего лицея — Евгений Муравьев и Вячеслав Учайкин. Когда-то они здесь учились, сидели за этими партами, радовались жизни, дышали этим воздухом, а трель школьного звонка наполняла их детство и юность.

Об этих героях знает каждый, кто сегодня учится в лицее. Память о них священна. Ежегодно 19 февраля (это стало традицией) мы проводим вечер реквием «Будь достоин», на котором присутствуют одноклассники, родители, учителя, кадеты. Происходит своего рода диалог поколений, в котором и память, и боль, и любовь, и слезы.

Вот почему не надо постоянно твердить о долге, о совести, чести, доблести, патриотизме, а стремимся к тому, чтобы в каждом кадетском классе была такая атмосфера, где без лишних слов детской душе было понятно, что быть патриотом России — это святое дело.

— Не менее обсуждаемой темой является вопрос религиозного воспитания детей. Я знаю, что и на этом поприще у ваших воспитанников есть успехи. Что Вы думаете об изучении религии в школе?

— Считаю, что религию, как составную часть нашей истории, изучать необходимо. Ведь это наше духовное и культурное наследие. Однако религиозное воспитание ребенок должен получать, прежде всего, в семье. В лицее мы ежегодно проводим встречи родителей со священнослужителями, где размышляем по проблеме: семья, ребенок, религия. Думаю, что в этом направлении важно не столько знать каноны наизусть, сколько жить в согласии со словом Божьим, по совести, в благородных поступках, с добрым сердцем и светлой душой. Мы безмерно благодарны Владыке Вениамину Епископу Ардатовско-Атяшевской Епархии за большую дружбу, искренние напутствия и постоянную духовную заботу о нашем лицее.

— Говорят, сохраняя старое, создавай новое. Как Вам кажется, куда будет двигаться Лицей дальше? На что нужно обратить внимание на пятом десятке существования школы?

— Всё, что лучшее имеет наш лицей, должно продолжаться, наполняясь новым содержанием в духе времени. Непременно сохранять замечательные традиции, ведь традиции – это стержень, который объединяет поколения учителей, учеников и их родителей. Нынешние векторы развития лицея рассчитаны на перспективу. Главное сегодня и завтра – это качество и результат, и над этим надо постоянно работать, чтобы выпускники лицея были востребованы обществом, конкурентоспособными на рынке труда и образования, носителями высокой культуры, гражданственности и добра.

Коллектив Школьного портала ещё раз поздравляет Лицей №26 с юбилеем! Пусть та «особенность», которую мы наблюдаем сейчас, сохранится на века. Пусть лицеисты несут своё звание гордо, сохраняя традиции прошлого и, безусловно, преумножают заслуги родной школы в будущем. Вперёд к новым победам!

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6989


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы