Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Эльвира Акимова

Эльвира Акимова, 04.02.2012

В Мордовии существует скрытый дефицит профессиональных журналистских кадров

Заведующая кафедрой теории и практики региональной журналистики филологического факультета Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарёва, доктор филологических наук, профессор

«Журналист — не профессия, а образ жизни», — любят говорить представители этого ремесла. Особенно это касается столичных акул пера: в крупных городах жизнь бурлит гораздо сильнее, чем в глубинке, приходится постоянно быть «на волне». В провинции всё обстоит немного иначе: журналисты вынуждены «ютиться» в рамках одного региона, и довольствоваться тем небольшим количеством инфоповодов, которое есть. Жива ли региональная журналистика в Мордовии? Много ли желающих посвятить себя этой профессии? Эти и другие вопросы мы задали заведующей кафедрой теории и практики региональной журналистики филологического факультета МГУ им. Н.П. Огарёва Эльвире Акимовой.


— Эльвира Николаевна, хочется начать нашу беседу с вопроса, который давно мучает лично меня: так ли жива региональная журналистика, как считается? Разумеется, видны некоторые потуги местных изданий в сторону «осовременивания», но — можно ли назвать это явление массовым?

— Конечно, жива. И даже развивается в типологическом отношении: появился доморощенный «глянец», развиваются молодежные, рекреативные, конфессиональные издания. На мой взгляд, всерьез назрел вопрос о специализированном республиканском спортивном издании. Газеты и журналы на национальных языках, районные газеты — все это делает ландшафт СМИ Мордовии очень живописным. Конечно, до конвергентной журналистики, реализуемой в основном в медиахолдингах, нам далековато: и финансово это дело весьма затратное, и существует в регионе скрытый дефицит журналистских кадров, отвечающих высоким профессиональным требованиям и умеющих работать на современном медийном рынке во всех сегментах СМИ, особенно в интернет-изданиях.


— Ни для кого не секрет, что в 21 веке многие «бумажные» жанры уходят в прошлое, уступая место цифровым технологиям. Относится ли это к региональным изданиям? Можно ли утверждать, что жители Мордовии, например, одинаково активно читают и бумажные и электронные версии местных газет и журналов?

— Конечно, в Мордовии в духе времени появились электронные версии почти всех издаваемых газет, информационные порталы Kulyat.info, где размещают новостные материалы районные газеты, и BezFormata.ru. Но я думаю, что списывать «бумажные» варианты изданий еще рано, особенно у нас в республике, где здоровый консерватизм превалирует в мышлении и поведении людей. Многое зависит и от возраста читателей, места их проживания. Пожилые люди, особенно в сельской местности, конечно, читают газеты в бумажном формате, «продвинутая» молодёжь предпочитает интернет-новости.


— Кадры решают всё — с этим утверждением сложно спорить, я склонен думать, что в журналистике оно применимо как нигде. Как сегодня обстоят дела с их подготовкой? Много ли желающих посвятить себя этой непростой, но интересной профессии?

— Специальность «Журналистика» — традиционно самая престижная и востребованная на нашем филологическом факультете. Желающих поступить на неё по-прежнему много. Зачисленные в состав студентов «счастливчики» попадают в руки опытных преподавателей. Их состав очень сильный. Достаточно сказать, что только на нашей кафедре из десяти человек — пять докторов наук и четыре кандидата.


— Как на вашем факультете организована работа с талантливыми студентами? Теми, кто проявляет повышенный интерес к будущей профессии.

— К талантливым студентам у нас на факультете отношение трепетное. Они участвуют в работе студенческих научных конференций и кружков, публикуют свои статьи, на старших курсах имеют право перейти на индивидуальный график обучения при условии трудоустройства по специальности. Выпускники специалитета и бакалавриата могут вместо обычного защитить творческий диплом, используя метод портфолио, а затем продолжить обучение в магистратуре по программам «Теория и практика журналистского творчества», «Спортивная журналистика региона» и др. Могут пойти и дальше — в аспирантуру, докторантуру. Границ совершенствованию истинных талантов практически нет.


— Журналистика, по мнению многих, не та профессия, в которой непременно требуется получить профильное образование. Есть немало примеров, когда строители, географы и медики становились приличными журналистами. По-Вашему, это правило или, скорее, исключение?

— Я думаю, что в наше время «узких специалистов» то, о чем Вы говорите, — это исключение, а не правило. Журналистом становится тот, кому есть что сказать «городу и миру»: человек с активной жизненной позицией, широким общим кругозором и доскональным знанием одной-двух областей науки, культуры или спорта. Кроме того, надо иметь языковое чутье, быть начитанным, хорошо владеть речевыми нормами и изобразительно-выразительными языковым средствами, умело их применять. А журналистское образование, помимо общих преимуществ высшего образования, систематизирует то, что человеку уже известно, дает новые специальные знания о типологии СМИ, системе жанров, истории отечественной и зарубежной журналистики, литературном редактировании, этике и психологии журналистской деятельности, о её правовых и экономических аспектах и т.д. и т.п. В ходе практических и лабораторных занятий, а также четырех производственных практик студенты овладевают умениями и навыками работы в редакции газеты или журнала, на радио или телевидении. Так что образование, безусловно, имеет значение. Думаю, мало кто, придя «с улицы» без базового образования, сможет в короткие сроки стать хорошим специалистом в сфере СМИ.


— Насколько мне известно, в некоторых азиатских странах крупные компании начинают выбирать будущих сотрудников ещё в детских садах. В ребятах изначально пытаются разглядеть тягу к той или иной профессии. Если бы подобная система существовала в России, она пользовалась бы популярностью у преподавателей журфаков и филфаков? Реально ли разглядеть будущего журналиста в 6-летнем ребёнке?

— Думаю, нет. Можно, конечно, и в 6 лет разглядеть в ребенке повышенную развитость, бойкость, особенности психофизического развития (что, наверное, и делают азиатские компании), но определить наверняка, кем он в будущем станет, сложно. Сейчас у нас многие школьники настолько инфантильны, что даже в выпускном классе не знают, кем им быть.


— Конкурс «Юные таланты пера», проведенный на нашем портале, в какой-то степени направлен именно на поиск потенциальных авторов заметок, очерков и т.д. Вы вошли в состав жюри конкурса, что можете сказать об уровне присланных работ? Если честно, были ли среди них действительно «журналистские» материалы?

— Проведение названного конкурса — дело, безусловно, важное и нужное, и его нужно продолжить, сделать традиционным, усовершенствовав критерии оценок, о чем я вам уже говорила. Уровень присланных работ был разный, журналистские жанры (интервью, очерк, зарисовка) присутствовали, но много было просто школьных сочинений. Думаю, что ребятам не хватает знаний о жанрах СМИ, их предметах, целях, стиле. При помощи рубрики «Азбука журналиста», которую буду вести я и мои коллеги, мы постараемся эти пробелы ликвидировать. Приглашаю также всех желающих на занятия в «Школу молодого журналиста», которая работает на нашем факультете (корпус №10, ул. Демократическая, 69) еженедельно по средам с 14:30 в 208 аудитории.


— Немало споров существует о роли газет, журналов и телевидения в формировании сознания населения. Кто-то говорит, что это сильнейшие инструменты, а кто-то, что этим «инструментам» уже давно никто не верит. А как думаете Вы?

— Я думаю, что роль СМИ в современном мире только возрастает. Хотим мы того или нет, сознательно или неосознанно, но все мы находимся под мощным воздействием этой «четвертой власти». Другое дело, какое содержание вкладывается в различные информационные формы.


— Если судить с высоты Вашего профессионального опыта, какое будущее Вы можете предсказать мордовской журналистике? Ждут ли нас глобальные перемены?

— Думаю, что глобальных перемен не будет. Конечно, в русле общих тенденций будут развиваться электронные СМИ, возможно, появятся специализированные спортивные издания, так как в нашем регионе уже проводятся и грядут крупнейшие соревнования, ширится спортивное движение. Все будет идти своим путем, без потрясений. Наверное, это хорошо, потрясений и перемен уже достаточно.


— Что бы Вы пожелали начинающим и не очень журналистам?

— Делайте, что должны, и пусть будет то, что будет!

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 2278


написать комментарий
*Имя *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:

Возврат к списку

  

Из жизни школ

28/09/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

День знаний 2016г.

28/09/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

День района

14/07/2016 МОУ ДОД "ДЮСШ - Рузаевка"

Рузаевские тяжелоатлеты - лучшие в России

17/05/2016 МОУ ДОД "ДЮСШ - Рузаевка"

Спортивный праздник в рамках акции "Телефон доверия"

25/04/2016 МОУ ДОД "ЦЭВ Тяштеня - Рузаевка"

V республиканский хореографический конкурс «Танцевальная гармония».

20/10/2016 МОУДОД «ДМШ №2»

Праздничный вечер "Посвящение в юные музыканты"

21/03/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Мероприятия посвященные 2 годовщине возвращения Крыма

16/03/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

Отчетный концерт и художественная выставка МБУДО "Детская школа искусств № 3"

04/03/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

концерт

16/02/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Урок мужества

20/12/2015 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Конкурс новогодних рисунков "Зимняя сказка"

Подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта

Подробнее

Аллея славы

Конкурс стихов к 70-летию Великой ОтечествеНной Войны Сабина Касимова
Касимова Сабина -ученица 5 класса стала абсолютным победителем конкурса чтецов,посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Муниципальный этап Всероссийской школьной олимпиады по биологии Елена Матявина
Призер муниципального этапа олимпиады по биологии
Конкурс кабинетов родного языка Наиля Башмакова
В марте 2012 года в Саранске проходил конкурс кабинетов родного языка.В этом конкурсе принимала участие учитель нашей школы Башмакова Наиля Идрисовна. Она достойно представила нашу школу и свой кабинет. Судьи конкурса высоко оценили ее работу.Наиля
Олимпиада по родному татарскому языку Регина Башмакова
Башмакова Регина-призер районной олимпиады по родному татарскому языку. Руководитель-учитель родного языка Башмакова Наиля Идрисовна.
Олимпиада по родному мокшанскому языку Марина Дивеева
Дивеева Марина-призер районной олимпиады по родному мокшанскому языку. Руководитель-учитель родного языка Родионова Татьяна Ивановна.
День учителя Прасковья Кулясова
Кулясова Прасковья Трофимовна-учитель начальных классов награждена нагрудным знаком "Почетный работник образования"