Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Оксана Никитина

Оксана Никитина, 10.05.2012

Об идеальной модели школы будущего

Заместитель директора ДМШ №4 им. Л. Воинова по учебной работе

Не так давно на нашем портале была опубликована первая часть интервью завуча ДМШ №4 им. Л. Воинова Оксаны Никитиной. Сегодня мы представляем вашему вниманию продолжение беседы. На этот раз Оксана Сергеевна делится своим мнением об учительских зарплатах, формате единого государственного экзамена применительно к учреждениям дополнительного образования, а также о переходе к бесплатному обучению.


— Учительские зарплаты — пожалуй, самая больная тема, как для самих педагогов, так и для общественности. Особенно остро она стоит в учреждениях дополнительного образования. Какие соображения есть по этому поводу лично у Вас?


Существующая система оплаты труда не поддается разумному объяснению. До осеннего повышения зарплаты на 30% ставка преподавателя музыкальной школы была равна зарплате неквалифицированного рабочего. Обучаясь своей специальности 11-17 лет, получать такую зарплату – унижение. Чтобы как-то выживать, преподаватели вынуждены работать на две ставки. Досрочная пенсия отменена. Система стимулирующих выплат, о которой так много говорят, не имеет реального финансирования, а потому ничего, кроме смеха сквозь слезы, не вызывает. Для сравнения: мой сын-подросток, работая летом на полставки в системе ЖКХ, получал премию (просто за добросовестную работу) больше, чем преподаватель музыкальной школы за подготовку лауреата республиканского конкурса.


Справедливости ради нужно отметить, что произошедшее осенью 2011 года 30-процентное повышение зарплаты учителей, в нашей республике коснулось и преподавателей школ дополнительного образования, в отличие от многих других регионов страны, где зарплата была повышена только преподавателям общеобразовательных школ. Но это лишь капля в море. Сделать предстоит еще немало.


Академик Д. Лихачев считал, что самое действенное воспитание – это воспитание референтное, т.е. воспитание личностью. И вновь хочу процитировать слова Э.Б. Фертельмейстера: «В детские школы искусств должны прийти молодые, энергичные, талантливые, успешные деятели искусства. Как важно создать условия для этого! Судьба образования и культуры целиком зависит от того, кто и за что работает в школе искусств. Убогий, серый, бедный преподаватель весьма средних возможностей, разочарованный во всем – или преуспевающий талантливый специалист, уверенно ведущий за собой юных последователей».


Отрадно, что в последнее время на государственном уровне всерьез заговорили о проблемах школ дополнительного образования, в том числе и о необходимости повышения зарплат преподавателей. Если оплата труда педагогов-музыкантов станет достойной, в нашу профессию вновь станут стремиться те, кому это предначертано самой природой. Только тогда будет остановлен гигантский маховик, на протяжении двух десятилетий разрушавший российскую систему музыкального образования.


Краткая справка

Никитина Оксана Сергеевна родилась в 1974 году в г.Мурманске.

Образование высшее. Окончила Саранское музыкальное училище им.Л.П.Кирюкова по специальности «Теория музыки» (диплом с отличием), затем Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева по специальности «Музыкальное образование» (диплом с отличием).

В 1996-1998 гг. работала в ДШИ при школе № 36 преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

В 1998 г. аттестовалась на вторую квалификационную категорию.

С 1998 г. начала работать в ДМШ №4 имени Л.Воинова преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

В 2003 г. аттестовалась на первую квалификационную категорию.

С 2006 г. по настоящее время – заместитель директора по учебной работе.

В 2007 г. аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

С 2000 г. – ведущая концертов и конкурсов городского и республиканского значения.

С 2004 г. по настоящее время – сотрудничество с Творческой школой «Мастер-класс» (г.Москва): ведение концертов и конкурсов, работа в качестве завуча Всероссийских летних творческих школ для одаренных юных музыкантов и художников, создание баз данных, разработка документации, контент-менеджмент сайта.

Награждена Почетными грамотами от Министерства культуры РМ, Управления культуры Администрации г.о.Саранск, Главы Пролетарского района г.о.Саранск, Благодарностью Главы Администрации г.о.Саранск, Благодарностью от компании «Роланд Мьюзик» за проведение Всероссийского конкурса «RolandV-AccordeonFestival» (Москва), Грамотами и Благодарственными письмами от Творческой школы «Мастер-класс» за высокопрофессиональную работу (Москва).

В 2009 г. за внедрение системы тестирования по методике ранней диагностики природной музыкальной одаренности в школах Пролетарского района награждена Дипломом в номинации «Новаторский эксперимент-2009» от Управления культуры Администрации г.о.Саранск.


— ЕГЭ — набившая оскомину проблема современности. Если отбросить всего его плюсы и минусы, оставив основу, т.е. единый выпускной и вступительный экзамены, и применить эту модель к учреждениям допобразования, будет ли она востребована? Просто представим, что по окончанию музыкальной школы учащийся сдаёт не просто выпускной государственный экзамен, а ещё и вступительный, допустим, в музыкальное училище. Пригодится это ему — не пригодится, но у него на руках будет дополнительный бонус для поступления.


Могу сказать совершенно однозначно: система ЕГЭ неприменима для учреждений дополнительного образования детей. Соглашусь с мнением Б.Любимова, ректора Театрального училища имени Щепкина, который называет ЕГЭ для творческого вуза катастрофой. Неслучайно во всех вузах на специальности творческой направленности сохранены вступительные экзамены.


— Как Вы считаете, достаточно ли в Мордовии заведений, где можно продолжить обучение после музыкальной школы?


Для выпускников абсолютного большинства специальностей музыкальной школы учебных заведений достаточно: Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова, Институт национальной культуры МГУ им. Н.П.Огарева, специальность «Музыкальное образование» в МГПИ им. М.Е.Евсевьева.


В настоящее время негде продолжать обучение только учащимся эстрадного отделения – инструменталистам и вокалистам. В нашей республике существует огромная кадровая проблема в этой сфере. Отсутствует эстрадное отделение в СМУ им. Л.П.Кирюкова, недолог был век специальности «Эстрадный вокал» и в Институте национальной культуры. Решение этой проблемы требует серьезных финансовых вливаний, поэтому надежды на то, что это может произойти в ближайшее время, весьма призрачны.


— Взаимодействуете ли вы в своей работе с общеобразовательными школами? Например, для набора контингента и т.п.


Да, мы очень продуктивно сотрудничаем со всеми 11 общеобразовательными школами Пролетарского района. Ежегодно, начиная с 2009 года, мы проводим тестирование учащихся начальных классов всех школ района по методике ранней диагностики природной музыкальной одаренности, разработанной доктором искусствоведения, доктором психологических наук профессором Российской академии музыки Д.К.Кирнарской. Эта методика появилась в начале 2000 годов и была успешно апробирована в Америке, а затем в Москве.


В ходе проведения тестирования выявляются учащиеся, обладающие интонационным и (или) аналитическим слухом. Интонационный слух – то неуловимое свойство, которое принято называть «музыкальностью» – успешно выполнившие этот тест люди обладают тонким пониманием музыки и естественным желанием с ней общаться. Аналитический слух – традиционный музыкальный слух. Обладатели одновременно обоих видов слуха довольно редки, и это уже заявка на профессиональный музыкальный потенциал. По итогам проведенных тестовых исследований мы направляем в школы письма, адресованные родителям учащихся, у которых выявлен интонационный слух и оба слуха (интонационный и аналитический), с рекомендацией дать ребенку начальное музыкальное образование. Российская академия музыки им.Гнесиных предоставляет для этих писем свои официальные бланки, поскольку ее специалисты уверены в эффективности предлагаемой методики тестирования.


Работа по выявлению детей с музыкальной одаренностью, проведенная с 2009 по 2011 годы, принесла отличные результаты: ребята, пришедшие в нашу школу по рекомендательным письмам, занимаются успешно, 27% из них уже стали лауреатами разнообразных городских, республиканских и даже всероссийских конкурсов!


Традиционно тестирование проводится в последней четверти учебного года. Именно сейчас эта масштабная работа идет полным ходом во всех школах Пролетарского района.


— Во многих российских городах набирает обороты тенденция отмены платы за обучение в музыкальных школах. Например, недавно ДШИ Кирова приняли решение об отказе от обязательной оплаты в пользу добровольных пожертвований. Разумеется, это влечёт за собой массу проблем. Как Вы думаете, дойдёт ли это до нашей республики, и какого Ваше отношение к такой модели существования школы?


Платы за обучение в наших музыкальных школах не существует. Родители вносят ежемесячную плату «на содержание ребенка в рамках образовательного процесса». Она весьма символична (от 130 до 210 рублей в месяц в зависимости от специальности), и не покрывает даже десятой части расходов государства на обучение ребенка в школе. По аналогии с общеобразовательными школами: обучение в них бесплатное, но родители вносят денежные средства, оплачивая охрану, ремонт кабинетов и т.д.


К сожалению, в условиях дефицита бюджетного финансирования выжить без родительской платы школам невозможно. Музыкальные инструменты изношены, требуют ремонта. Необходимо приобретать и новое оборудование, укреплять материально-техническую базу. На это государственных средств не выделяется. Вот и приходится «кроить» единственный школьный доход – родительскую плату, пытаясь «залатать» ею все «дыры». Отмена родительской платы возможна только в том случае, если государство сумеет взять на себя бремя полного содержания и материально-технического обеспечения музыкальных и художественных школ. Это была бы идеальная модель школы будущего.


К слову, о будущем. В 2002 году Президент России сказал: «Да будет спорт!» – и спустя 10 лет мы видим, что наша республика превратилась в настоящий спортивный центр.


В декабре 2011 г. в Ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию прозвучали золотые слова о том, что нужно уделять особое внимание улучшению ситуации в учреждениях культуры, которые непосредственно работают с детьми – школах искусств, библиотеках, музеях. «Надо целенаправленно заняться возрождением культуры, – сказал Президент. – Особое внимание уделить обновлению инфраструктуры, использованию современных технологий, а также повышению оплаты труда людей, которые посвятили себя этому важному делу».


Хочется надеяться, что эта президентская инициатива будет воплощаться в жизнь столь же стремительно и неукоснительно, как спортивная. И кто знает — быть может, через 10 лет все школы искусств республики будут работать в новых зданиях, на современном оборудовании; статус преподавателей вернет утраченные позиции, а музыкально одаренные дети смело будут выбирать музыку своей профессией, потому что они смогут быть уверены: за культурой — будущее!


Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 6002


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы