Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Ольга Горшкова

Ольга Горшкова, 02.06.2011

«Будущее маленьких россиян находится в надёжных руках»

Учитель русского языка и литературы / Кемлянская СОШ

«Никакого «секрета» в моей педагогической деятельности нет. Самое главное, я считаю, нужно любить детей, любить свою профессию и не быть скучным», — уверена Ольга Горшкова, учитель русского языка и литературы Кемлянской средней общеобразовательной школы. Однако не стоит сразу же соглашаться с её утверждением об отсутствии секрета. Что-то же помогло ей победить в ежегодном республиканском конкурсе «Учитель года-2011»?! Для того чтобы разобраться в этом, мы решили побеседовать с Ольгой лично.


Стоит отметить, что педагогический путь её начался в двадцать один год, когда после третьего курса филфака МГПИ им. М.Е. Евсевьева она пришла в Резоватовскую СОШ Ичалковского района. Именно здесь, как отмечает сама Ольга, в малокомплектной сельской школе она поняла, что для неё абсолютно не важно, сколько учеников учить, сколько сидит перед ней детей, один или двадцать один, гораздо важнее — научить. «Я с благодарностью и теплотой вспоминаю об этой школе», — говорит Ольга.


Проработав в Резоватове семь лет, в 2008 году она перешла на работу в МОУ «Кемлянская СОШ». Замечу, что ещё работая на предыдущем месте, Ольга Александровна успела поучаствовать в муниципальном конкурсе «Учитель года», став его финалисткой. Но уже через пару лет работы в Кемле она вновь решила испытать судьбу. На этот раз удача сопутствовала ей в большей степени, и она не только стала победительницей районного этапа этого педагогического соревнования, но и одержала победу на республиканском конкурсе. По словам самой Ольги, участие в фестивале «Учитель года», а тем более победа — это большая честь и высокая ответственность: не на месяцы, не на один год, а на всю жизнь.


«Свою ответственность и миссию, как победителя конкурса, я вижу в том, чтобы соответствовать высокому статусу, чтобы мои ученики были достойными гражданами нашей страны», — считает лучший учитель Мордовии 2011 года. Кроме того, Ольга уверена, что получение звания «Учитель года» — это своего рода жизненная философия, поскольку это определенный значимый этап в её профессиональном развитии.


— Многие участники конкурса отмечали, что данное мероприятие — чуть ли не единственный случай в году, когда можно познакомиться с опытом коллег по цеху.


— «Учитель года» — это одно из масштабных и значимых мероприятий среди республиканского педагогического сообщества. Это возможность общения, самораскрытия. Проведя четыре дня в гуще самых интересных педагогических идей, лучших уроков, запоминающихся бесед, я поняла, что будущее маленьких россиян находится в надёжных руках. Несмотря на соперничество, соревновательный дух, любой конкурс, я считаю, это праздник. Республиканский этап — праздник таланта, профессионализма и мастерства всех, кто принял в нём участие. И мне бы хотелось, чтобы таких праздников-встреч было больше.


Интересно было послушать своих коллег, участников конкурса, которые рассказывали о своих методических идеях. Большое впечатление на меня, как и на всех присутствующих, произвёл молодой учитель химии, биологии и экологии из Новоямской школы Ельниковского района Евгений Александрович Келин. Вот с ним бы мне хотелось пообщаться побольше, но, к сожалению, конкурсные дни были очень загружены, и мы порой даже не виделись с другими участниками, так как испытания проходили в разных школах.


Во время нашей беседы Ольга развенчала озвученный мной миф о том, что большинство сельских школ находится в упадке. «Кемлянская СОШ, хотя и является сельской, нисколько не уступает любой городской школе», — рассказала она. По её словам, это современное типовое здание с просторными кабинетами, оборудованными всем необходимым для учебного процесса материалами, в том числе и медийными. «Наша школа — самая многочисленная в Ичалковском районе и работает по профильному обучению, она не раз становилась обладателем президентского и республиканского грантов. Ежегодно наши учащиеся становятся призёрами и победителями олимпиад различного уровня». Открытием для меня стало и то, что, оказывается, в 2008 году Кемлянская СОШ была признана «Лучшей школой России».


Ну, а всё-таки, — не унимался я, — наверняка была возможность получить работу в городе, это же сейчас считается более престижным? «Такой возможности у меня не было, хотя, правильнее сказать, я и не стремилась к этому и даже не задумывалась об этом, — заверила меня Ольга Александровна, — Участвуя в конкурсе, я давала открытые занятия в 23 гимназии г. Саранска. Дети, с которыми я работала, мало чем отличаются от наших, сельских детей. Это были обычные школьники: непосредственные, активные, дети своего поколения, умеющие рассуждать, размышлять, каждый со своими радостями и заботами».


— Ряд экспертов считает, и я склонен с ними согласиться, что школа — это и есть учителя. Никакие удобства и комфорт образовательного процесса не способны заменить профессионализм педагога. Согласны ли Вы с этим мнением?


— Конечно же, ни в коем случае нельзя умалять роль учителя в образовательном процессе, ни один учебник или компьютер не заменит «живое» слово учителя. Но мы, учителя, любим учиться и сейчас в эпоху новых технологий мы просто обязаны идти в ногу со временем. Я сама с удовольствием использую инструменты ИКТ, элементы интерактива, но всегда говорю, что на уроке должно быть разумное сочетание современных средств и традиционных методов преподавания.


— Раз уж мы коснулись вопроса применения современных форм и методов работы учителя… Вы как преподаватель русского языка и литературы, мягко говоря, не самых технологизированных предметов, используете в своей практике мультимедийное оборудование (проектор, мультимедийную доску и т.д.)?


— Хорошо, что в школах появляется все больше и больше современных технических новинок. Это правильно! Школа не должна отставать от жизни, а по большому счету — должна немного опережать время, ведь мы готовим молодежь, которая будет строить наше будущее. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, поскольку предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.


Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия), интернет-ресурсы (в том числе и при создании веб-квестов уроков), презентации учебного материала. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда дети не могут найти нужные произведения в библиотеках или когда выясняется, что какое-то произведение им легче слушать, чем читать (например, В.В. Маяковского). Поистине революционным изобретением я считаю интерактивные доски. Используя их, я могу сочетать проверенные методы и приёмы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.


Известно, что молодые педагоги в основной своей массе предпочитают работать с младшими школьниками. Однако у меня вызвало удивление заявление Ольги о том, что ей больше нравится работать в старших классах — девятых, десятых и одиннадцатых. «Нравится, потому что каждый из учащихся имеет свою точку зрения, нравится их возраст, их желание казаться взрослыми и серьёзными, их юмор и позитивное отношение к жизни. И самое главное, я знаю, что мои старшеклассники всегда меня поддержат и помогут», — отметила она.


Помимо уроков, школьная жизнь детей включает в себя много разных сторон: это и общественная деятельность, и участие в художественной самодеятельности и многое другое. Готовясь к беседе с Ольгой, одним из первых я записал у себя именно вопрос о культурно-общественной деятельности школьников. Не смотря на то, что центрального места в разговоре он так и не занял, мнение лучшего учителя года Мордовии по этому вопросу я всё-таки услышал. Ольга считает, что, бесспорно, необходимо привлекать учащихся к внеклассной и внеурочной деятельности. 


«Нам, учителям, необходимо заинтересовывать учащихся, помогать преодолевать трудности в изучении предмета и не только, сплачивать их, чтобы дети знали, что их всегда ждут в школе для совместного творческого дела. Внеурочная деятельность играет большую роль и выполняет несколько функций, в числе которых и занятость ребенка после школы, и умение найти себе «хобби» или любимое занятие, проявить свои способности и талант, и просто стать разносторонне развитой личностью».


Разумеется, в процессе беседы мы не могли не коснуться столь насущного в эти дни вопроса — Единого госэкзамена. Он ещё только-только стартовал и ближайшие две недели, так или иначе, пройдут под знаменем ЕГЭ. Что же думает о такой форме итоговой аттестации одиннадцатиклассников педагог Ольга Горшкова? «Не скажу, что я против ЕГЭ, но всё же тестирование, я считаю, не является идеальной формой сдачи экзамена, — отметила она, — тем более по русскому языку и литературе, где важно уметь правильно и связно говорить и писать. Уроки в выпускных классах, мы, учителя, превращаем в «натаскивание» на тесты ЕГЭ, вместо того, чтобы лишний раз окунуться в мир русской литературы или познакомиться с шедеврами русской речи», — посетовала Ольга.


На мой последний вопрос о том, почему она решила посвятить свою жизнь работе с детьми, Ольга ответила: «Эту профессию я выбрала благодаря своей учительнице — Валентине Васильевне Кривовой, преподававшей в моей родной Апраксинской средней школе Чамзинского района русский язык и литературу. Для меня она была примером, на который хотелось равняться, и образцом компетентного, умного и справедливого учителя. Её уроки я запомнила на всю жизнь».


Могла ли простая девочка из села Апраксино Чамзинского района когда-нибудь предположить, что сделанный ей выбор профессии оценят не только её подопечные, но и конкурсное жюри, состоящее из специалистов образовательной системы Мордовии? Кроме своей работы, много времени Ольга посвящает и своей семилетней дочери. Как знать, быть может, она последует примеру мамы, и когда-нибудь станет победительницей конкурса «Учитель года»?


Всё, о чём рассказала Ольга Александровна, мне показалось отличным доказательством того, что хоронить российскую школу рано. Есть ещё перспективные молодые педагоги, способные не только сохранить лучшие традиции нашей образовательной системы, но и осовременить её. Пока есть такие люди, мы можем быть абсолютно уверены, что будущее маленьких россиян действительно находится в надёжных руках.

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 7299


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы