Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

В.С. Овечкина

В.С. Овечкина, 22.08.2011

«Учитель должен быть интересен современному ребёнку»

Начальник управления образования Рузаевского муниципального района

Валентина Серафимовна Овечкина работает в образовательной сфере на протяжении уже многих лет. Мы побеседовали с ней, чтобы узнать её мнение по самым насущным вопросам образовательной системы: работа с одарёнными детьми, укрепление здоровья школьников, повышение учительских зарплат, реформирование ЕГЭ и другим.



«Работать с детьми по интересам — правильное решение»


— В Послании Главы Республики Мордовия Н.И. Меркушкина Государственному Собранию Республики Мордовия большое внимание уделено работе с одарёнными детьми. В Саранске планируется строительство школы для одарённых детей. Как у вас в районе ведется эта работа?


— Работа с одарёнными детьми в Рузаевском районе ведётся очень давно. Это, прежде всего, лицейские классы, например, в Лицее №4: физико-математические, химико-биологические, есть хорошие результаты. Это, конечно, участие в Международном форуме «Одарённые дети» (Гимназия №1, Лицей №4). В последнее время мы создали на базе ИМЦ банк данных одарённых детей по всем школам, и на базе Центра дополнительного образования «Юнитер» организовали т.н. потенциал, где собрана кружковая работа. Собрали детей, у которых есть склонности к физико-математическому, химико-биологическому направлениям, составили договорные отношения с преподавателями вузов, в частности, с МГПИ им. Евсевьева, МГУ им. Огарёва и нашего Рузаевского института машиностроения. Ведётся плодотворная работа и есть уже определённые результаты.


По своему опыту могу сказать, что это правильное решение — работать с детьми по интересам. Некоторые рузаевские школьники даже изъявили желание обучаться в упомянутой школе для одарённых детей. Кстати, когда-то давно я мечтала, чтобы такая школа была в Рузаевке.


Конечно, результаты есть. Достаточно сказать о результатах Г.К. Хрулиной, учителя биологии, которая в этом году снова стала обладателем гранта Президента. Работа ведётся активно.


— Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников. Но укреплять здоровье нужно не только в школе. Что Вы можете сказать по этому поводу?


— Если говорить про образовательные учреждения, конечно, начинать надо с дошкольных учреждений — детских садов. Потому что именно там формируется здоровье детей. В этом плане у нас есть определённый опыт по оздоровлению детей в этих учреждениях, обобщённый на уровне республики и даже на уровне России. Например, детсад №16 был признан «Самым здоровым детским садом». Есть и необычный садик, №18, девизом работы которого является «Малыш, ты не такой, как все, но здесь тебе помогут». Здесь мы собираем больных детей: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, зрения и даже интеллекта. Есть специальный автобус, который ежедневно собирает таких детишек со всего города и привозит в этот детсад, где с ними проводится специализированная работа. Уже есть определённые результаты, потому что многие дети к школьному возрасту частично или полностью избавляются от этих врождённых или приобретённых проблем.


Хорошая материальная база и, соответственно, результаты есть в Лицее №4. Там создан «Блок здоровья», где работает врач, ведётся определённая работа с детьми, стоящими на учёте. Также там есть аппараты БОС (Биологически Обратная Связь), которых нет больше нигде в Мордовии. Ими оборудован целый класс, в котором работают с детьми со всего города. Есть большое количество программ, среди которых присутствуют особо интересные: например, обучение правильному дыханию по методу Сметанникова, которое позволяет снизить заболеваемость во время эпидемий ГРИППа. Есть аппараты, которые помогают в исправлении позвоночника, плоскостопия.


И самое главное для поддержания здоровья — это занятия спортом. Например, «Спортивные субботы», которые сейчас уже обязательны в наших школах. Составлены интересные программы занятий, в ходе которых ребята совместно с родителями участвуют во всевозможных спортивных мероприятиях, и, конечно, используют ту материальную базу, которая есть в городе: плавательный бассейн, ФОК, ледовый дворец. С этими учреждениями есть договора, согласно которым школьники по графику бесплатно занимаются в них. Ну, и без «Дней здоровья», конечно же, никуда, без них нельзя.


— Последние пару лет наблюдается чёткая тенденция к реформированию не только образовательной системы в целом, но и подхода к начислению зарплаты учителям. Внедряются новые схемы и формы поощрения педагогов, наиболее активно проявляющих себя в работе. Какой метод, по-Вашему, самый сбалансированный? Правильна ли концепция «хорошо работаешь — хорошо зарабатываешь» или в школе она не применима?


— А почему не применима? Она как раз применима в школе. И очень хорошо, что мы пришли к этому. Я работаю в образовании практически всю свою жизнь, изначально было как: платили по стажу. А если, вдруг, кто-то работает 5 лет, а результаты гораздо лучше, чем у того, кто проработал 25? Поэтому «хорошо работаешь — хорошо зарабатываешь» — это очень правильный подход и эта схема уже работает в школах. Если у данного учителя есть результаты на олимпиадах на муниципальном уровне, на республиканском и всероссийском, естественно, стимулирование этого учителя гораздо выше. Средняя зарплата у этого педагога может быть в два-три раза выше, чем у учителя, который не может похвастаться высокими результатами.


Возвращаясь к Г.К. Хрулиной, которая по указу Главы республики Н.И. Меркушкина ежемесячно получает 20 000 рублей, — её пример является стимулом для других. Если у неё есть результаты — победители всероссийских олимпиад — есть и достойная зарплата. Что такое для учителя 20 000 в месяц? Это очень хорошие деньги. Есть возможность: работай и у тебя будет.


Хотя, конечно, есть вопросы. Учительский труд — он немножко отличается, не всегда так просто. Иногда бывает, что учитель очень много вкладывает, а ребята слабые и явных результатов нет, но есть определённые критерии. Предположим, результаты ученика, которого взял учитель, за первую четверть повысились, он стал учиться на «4» — это тоже результаты, это тоже стимулируется. Поэтому данная система — очень правильное решение, я всецело поддерживаю.


— Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил, что вместе с изменением содержания образования, переходом на новые образовательные стандарты должен меняться и облик школ. Какая работа проводится по изменению школьной инфраструктуры в Рузаевском районе?


— Знаете, то, что говорит Д. Медведев… Хотелось бы видеть школу такой, как он себе её представляет. Я бы очень хотела, чтобы в школах были сделаны капительные ремонты, чтобы во всех школах были бассейны, прекрасные спортивные залы, но, наверное, не бывает, чтобы всё одновременно.


В Рузаевском районе определённая работа в этом плане ведётся. Только за последние годы: построена Арх-Голицынская сельская средняя школа — прекрасная, новая, красивая; полным ходом идёт строительство Красносельцовской школы на 200 мест, где предусмотрено всё необходимое, что нужно для развития ребёнка. Капитально отремонтирована Гимназия №1. Кстати, в этом году эта школа празднует 100-летие и, конечно, сделано очень много.


К сожалению, городские школы старые, поэтому многие требуют не просто косметического ремонта, а очень больших вливаний для того, чтобы сделать их современными. Я верю, что это будет и школы приобретут новый облик.


— Также, в прошлом году президент попросил правительство активизировать работу по решению проблем в малокомплектных школах. В разных районах Мордовии такие школы закрывают, обеспечивая подвоз детей в базовые образовательные учреждения. Как с этим обстоят дела в Рузаевском районе?


— Проблема оптимизации сельских школ… Конечно, этот вопрос не обошел и Рузаевский район. У нас и закрыты школы и реорганизованы. У нас сейчас 12 единиц техники, которые занимаются подвозом учащихся, идёт подвоз учащихся и в городских школах из микрорайонов, где нет школ. В частности, с Кирзавода подвоз в №17 школу, в №5 школу подвоз с микрорайона Элеватор. У нас полностью закрыты Русская Баймаковская школа, Ключеревская школа, Мордпишленская и т.д. Ну, и, как я уже сказала, у нас реорганизации подверглись 10 школ.


Хочется сказать, что первое и самое главное: никто не закрывал бы школы, если были бы дети. Первое, что послужило первому этапу закрытия школ — то, что катастрофически стало мало детей. Что такое в классе 1 ребенок? Ведь дети развиваются не только от учителя, но и развиваются, общаясь друг с другом, т.е. в коллективе, поэтому, конечно, полноценного образования ребенок не может получить в школе, если он один в классе. Поэтому мы подвозим, условно говоря из Русской Баймаковской школы и Новой Муравьевской школы в Алдовскую школу, где уже в классе средняя наполняемость 9-10 человек, здесь уже есть и общение, ребенок уже может играть в какие то игры и на уроках физкультуры. Поэтому оптимизации подверглись и наши школы, но положительный эффект в этом заключается в том, что сейчас в городе у нас средняя наполняемость подходит к 25 человек, в селе пока 9 человек. Перед нами стоит задача — 14 человек, но она пока не выполнимая для нас.



«Если вопрос престижа учителя не решится в ближайшее время, то в МГПИ пойдут учиться не самые лучшие ученики»


— Министр образования и науки А.Фурсенко считает, что необходимо усилить контроль за финансированием школ. Например, он говорит о том, что выделяемые средства не должны в полном объёме «вбухиваться» в ремонт, необходимо направлять их на увеличение учительских зарплат. Вы согласны с этой точкой зрения?


— Во-первых, это разные статьи ремонт и заработная плата, но я хочу сказать, безусловно, заработную плату учителей надо повысить, потому что сейчас уже в районах 9000 средняя зарплата учителей, мы отошли от тех 4000. Но тем не менее, имея такую з/п, мы не можем привлечь молодых людей — учителей физкультуры (мужчин). В воспитании все важно — кто воспитывает, как воспитывает и где воспитывает. Деньги необходимо вкладывать и в материальную базу и повышать з/п.


Роль учителя в обществе является значимой — об этом говорит Президент, глава РМ, глава муниципального образования. Не было раньше грантов, все началось с грантов Президента, потом пошли гранты Главы республики, а дальше — гранты Главы муниципального образования, гранты Глав сельских администраций. Ежегодно 10 учителей школ и 10 воспитателей детских садов получают гранты от главы муниципального образования. Для учителя важно, что на него обращает внимание не только глава РМ, но и главы муниципальных и сельских администраций.


Надеюсь, что профессия учителя в нашей стране со временем станет такой же престижной, как в европейских странах.


Если вопрос престижа учителя не решится в ближайшее время, то в МГПИ пойдут учиться не самые лучшие ученики. А ведь самое дорогое, что у нас есть — ребенка — мы отдаем в школу. И неважно, кто и как живет, на какой машине подвозит ребенка в школу — в школе все на равных. Чтобы увлечь ребенка учитель должен быть интересен, а для этого он должен путешествовать, много знать и самое главное быть счастливым. Недаром говорится, что «несчастные учитель не может растить счастливое поколение». И я считаю, что должна быть разработана программа, которая давала бы возможность учителям путешествовать бесплатно по своей стране во время отпуска — путешествие по «Золотому кольцу», кавказские горы. Благодаря этому, учитель в процессе обучения, кроме предмета мог бы рассказывать о России, о том, что наша страна богата своей историей и местами, с примерами из своих путешествий. Тем самым рекламируя отдых не в Турции или Египте, а в своей стране.


— Сейчас много споров возникает вокруг Единого госэкзамена. Считаете ли Вы модель ЕГЭ устоявшейся или в неё предстоит внести ещё много поправок? И согласны ли Вы с мнением, что, чем раньше начинать приучать школьников к такой форме сдачи экзаменов, тем меньше с этим проблем будет в момент окончания школы?


— ЕГЭ собирает вокруг себя очень много вопросов к форме проведения этого экзамена. Мое мнение: должны быть разные формы сдачи экзамена, и ЕГЭ должно быть одной из этих форм. Конечно, сдача ЕГЭ позволяет ребенку поступить в любой вуз страны, но повторюсь — это не должно быть единственной формой сдачи экзамена. В любом случае, нужно ребенка приучать к форме сдачи в виде тестов, т.к. в настоящее время мониторинг по многим предметам проходит именно в форме тестирования.


ЕГЭ должны сдавать те учащиеся, которые хотят поступать в вузы страны и у ребенка должен быть выбор.


— Трагический случай, произошедший весной этого года в одной из саранских школ, многих заставил задуматься о безопасности детей на территории учебных заведений. Какие меры могут способствовать усилению охраны в школах?


— Этот случай — страшный. И сказать, какие меры могут спасти от этого, я не могу даже представить. Само собой в школе должна быть охрана, которая должна охранять не только внутреннюю часть школы, но и территорию. Но если кто-либо задастся целью убить кого-то, то вряд ли от этого спасет забор. Мы сделали выводы и провели работу по минимизации повтора данного инцидента — осмотр территории школы несколько раз в день, усиление охраны, не допускать в школу подозрительных людей.


— Школьный сайт — это, безусловно, отличный инструмент для формирования определённого имиджа образовательного учреждения. Не раз отмечалось, что в современных условиях информация, размещённая на сайте, играет важную роль при выборе школы. Однако наш опыт показывает, что многие заведения осознали это не в полной мере, и относятся к заполнению и обновлению собственных ресурсов спустя рукава. Как Вы можете прокомментировать сложившуюся ситуацию?


— В вашем вопросе есть и ответ. Если школа хорошо работает, то у нее есть результат, а, следовательно, есть что писать и чем заполнять сайт. При разговорах с руководителями учебных заведений я всегда говорю, если вы не обновляете свой сайт, следовательно, в вашей школе ничего не происходит.


Я уверена, что сайты будут заполняться. Потому что на всех совещаниях руководителей ОУ выборочно проверяется работа по заполнению сайта информацией. У родителей есть право выбора школы и поэтому, выйдя на сайты школ, он может выбрать учебное заведение, которое больше всего подойдет его ребенку, независимо от того находится это школа во дворе его дома или до нее придется ездить.


Многие учителя уже имеют свои личные страницы в Интернет, делятся на них информацией и общаются с учениками и родителями.


— Сейчас полным ходом идёт работа по добавлению новых рубрик на наш портал. Какая информация, на Ваш взгляд, наиболее востребована в образовательном секторе? Раздел с какими данными необходимо добавить, чтобы ресурс стал наиболее интересен и полезен посетителям?


— Я бы добавила школьное меню, информацию о программах, результатах мониторингов по предметам, методическую копилку, информацию со встреч с ветеранами и т.д. Я также надеюсь, что школьники и учителя наших школ будут первооткрывателями ваших новых рубрик и начинаний. 

Беседовал Денис Сорокин, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 3188


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы