Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Загрузка плеера

Светлана Сырцова

Светлана Сырцова, 31.03.2011

Роль ИКТ в учебном процессе

Заместитель директора по учебной и научно-методической работе МОУ «Лицей №43»

— Считается, что лицей №43 один из лидеров образовательной системы Мордовии в вопросе применения новаторских методов в работе. Скажите, это, в первую очередь, касается технологических новшеств, используемых в процессе обучения, или такое же внимание вы уделяете и совершенствованию учебной программы?

— Я бы сразу сказала, что, прежде всего, использование технических новшеств — это не цель нашей работы, это всего одно из применяемых нами средств, средств обучения. Технические средства обучения, методики обучения, используемые на ИКТ, на интерактивных образовательных технологиях, т.е. техника, технические средства обучения, в частности компьютеры, помогают нам в реализации наших целей.

— Бывают ли случаи, что в процессе реализации тот или иной проект по внедрению какого-либо нововведения показывает свою несостоятельность? И если бывают, то отказываетесь ли от дальнейшей работы над ним?

— В результате любого исследования бывают и победы, бывают и неудачи, как говорится, отсутствие результата, это тоже есть результат. Естественно, бывают задумки, которые мы не доводим до конца, потому что по ходу их реализации мы видим, что в чём-то мы ошиблись, в каких-то первоначальных предположениях, что-то у нас не идёт, и, естественно, отчего-то мы отказываемся, или что-то модернизируем, переделываем по ходу реализации.

Краткая справка

Сырцова Светлана Викторовна родилась в 1970 г. в г. Саранске Мордовской АССР.

Образование высшее, кандидат педагогических наук.

Окончила Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева в 1992 г. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Разработка локальной системы мониторинга знаний на примере естественно-технического лицея» в 2004 г.

С момента основания (1992 г.) и по сей день работает в лицее №43 (ранее Саранский городской естественно-технический лицей).

С 1992 по 1993 гг. — педагог-организатор, учитель математики; в 1993 г. – аттестовалась на вторую квалификационную категорию; в 1998 г. – на первую квалификационную категорию; в 2001 г. – на высшую квалификационную категорию; с 1998 г. – заместитель директора по учебной и научно-методической работе.

В 2001 г. удостоилась звания «Соросовский учитель»; в 2002 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия; в 2004 г. награждена почетной грамотой Администрации г. Саранска, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации»; в 2005 г. награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, призер городского конкурса «Учитель-мастер»; 2006 г - победитель республиканского конкурса "Новое в образовании"; 2007 г. - лауреат конкурса ИКТ-учитель, проводимого Интернет-государством учителей, победитель городского конкурса "Информация образования" в номинации "Школьный сайт", победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, в этом же году награждена почетной грамотой Правительства Республики Мордовия.

— Несколько дней назад руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова в своей заметке для «Российской газеты» написала, что нужно как можно больше применять дистанционные технологии обучения. Как Вы относитесь к таким формам работы? Каковы перспективы этого направления, на Ваш взгляд?

— Направление, естественно, перспективное, но каждую технологию нужно рассматривать не саму по себе в отдельности, а в контексте с ситуацией, в которой нужно её использовать и применять. Соответственно, и дистанционные технологии обучения в каких-то ситуациях могут стать преобладающими. Я не буду, наверное, приводить все случаи, здесь это очевидно. В нашей ситуации, в условиях лицея, дистанционные технологии обучения тоже имеют свое место. Конечно, они не являются приоритетными, лидирующими, но по технологии дистанционного обучения мы уже готовим детей к олимпиадам, конкурсами, т.е. эта технология имеет место быть в нашей действительности.

— Наверняка педагогический состав в вашем учебном заведении использует все преимущества «компьютеризации» учебного процесса. В связи с этим вопрос, как Вы оцениваете общую подготовленность учителей в плане компьютерной грамотности?

— Знаете, лицей проходил очень большой и длинный путь развития, и два года назад у нас произошла очень крупная реорганизация, слияние двух общеобразовательных учреждений: лицея №43 и гимназии №14. До момента слияния, в результате действия наших программ, по компьютеризации, информатизации образования, порядка 95% педагогов лицея применяли компьютерные технологии в своей работе очень активно. Сейчас этот процесс немного снизился, но он опять продолжает приближаться к 100%. Использование именно ИКТ в работе учителя является очень «заразным» делом, и учителя, глядя друг на друга, видят, насколько это удобно, полезно, интересно, учатся друг у друга, стремятся познать и узнать больше. Также, этому способствует программа компьютеризации лицея, которая у нас проведена. Учителя, собственно, как и все люди, бывают более активными или менее активными, более творческими или менее творческими людьми. В любом случае, для того, чтобы учитель загорелся, нужно, чтобы администрация образовательного учреждения создавала определенные условия, обязательно, т.е., наверно, здесь инициатива должна идти сверху, а не снизу. У нас в Саранске очень большое количество учителей, которые реализуют себя в области ИКТ, очень творческие люди, которые известны и не только у нас в городе, республике, но и в России.

— В продолжение разговора о компьютерной грамотности, хотелось бы поговорить вот о чём. Существует мнение, что все школьники сейчас очень опытные пользователи ПК. Так ли это на самом деле? Что показывает Ваш опыт? Есть ли проблемы?

— Я как технарь всегда говорю, нужно идти от определения. Что значит опытный пользователь? Пользователь, который владеет, например, пакетом каких-то прикладных программ, или средами программирования, или навыками администрирования. И если разложить это все по полочкам, и задать вопрос любому человеку: «Являешься ли ты грамотным пользователем или опытным пользователем ПК?», то опытный пользователь, скорее всего, скажет: «Нет», потому что он знает, что объем непознанного очень большой. Если бы, действительно, все школьники были грамотными пользователями, то такой предмет как информатика в школах, был бы, наверное, не нужен. Тем не менее, этот предмет преподается с начальной школы, именно для того, чтобы детей сделать действительно грамотными пользователями ПК, для того, чтобы научить их, в первую очередь, грамотно обращаться с информацией, не столько с компьютером, сколько с информацией.

— Что касается «технических» дисциплин, круг применения компьютерной и мультимедийной техники, в общем-то, понятен. А как обстоят с этим делом у гуманитариев? Часто ли они применяют современные средства в своей работе?

— Это, наверно, одна из самых распространенных ошибок, то, что ИКТ связывают с технарями, на самом деле возможности те, которые предоставляют компьютерные технологии, это и интерактивные средства обучения, они в большей степени подходят, именно, для гуманитариев. Например, как вести урок истории, без огромного количества наглядного демонстративного материала, как можно преподавать, например, литературу, если под рукой нет обширной библиотеки? А это все связано с глобальной сетью, с электронными образовательными ресурсами, поэтому на гуманитарных предметах, конечно же, у нас учителя активнейшим образом используют эти технологии.

— Как вы оцениваете общую оснащенность вашего лицея по сравнению с другими школами компьютерным и мультимедийным оборудованием?

— Наверное, я, все-таки, не обладаю полной информацией по другим школам, но техническая оснащенность нашего лицея на сегодняшний день нас, почти что, полностью устраивает. В каждом кабинете у нас есть компьютер, проектор, больше половины кабинетов оснащены интерактивными досками. Мы планируем приобрести мультимедийные доски во все учебные кабинеты. У нас есть вся необходимая периферийная техника (принтеры, сканеры, цифровые фотоаппараты, видео камеры), т.е. все технические новинки, которые могут быть использованы в образовательном процессе, мы стараемся приобретать и использовать.

— Сайт школы. Каким он должен быть и для чего он нужен в первую очередь?

— В первую очередь, это создание открытого информационного пространства школы, т.е. для того чтобы сделать информацию об образовательном процессе доступной не только для участников образовательного процесса (педагогов и учеников), а так же для родителей, общественности, т.е. сайт школы это зеркало жизни школы.

— Насколько нам известно, у Вас есть свой личный сайт. Приносит ли он пользу или достаточно школьного сайта?

— Пользу приносит, и у нас в лицее порядка 13 педагогов имеют свои личные сайты. Личный сайт — это новый уровень общения между педагогом и школьником, педагогом и родителями, на личных сайтах у нас учителя размещают задания для детей, какие-то интересные ссылки, создаются копилки дидактического материала. Личный сайт педагога — это так же площадка для дистанционного обучения. Конечно, личный сайт, ни в коем случае, нельзя заменить школьным, потому что управляемость и доступ к личному сайту должен быть у каждого педагога свой персональный.

— Каково Ваше отношение к инициативе нашей компании и Департамента по социальной политике г.о. Саранск по запуску проекта «Современный сайт в каждую школу»?

— Так как мы ее поддерживаем, значит, мы относимся явно положительно к этой инициативе, и надеемся, что этот проект будет не просто запущен, но и будет развиваться, жить, рождать новые идеи.

— В рамках разработанного проекта планируется обучение сотрудников школ для приобретения ими навыков по наполнению и сопровождению сайтов образовательных заведений. Кто из персонала, на Ваш взгляд, должен отвечать за регулярное обновление информации на таком сайте?

— Во-первых, это должен быть человек, которому это интересно, кто он будет по должности, в общем, то, не важно. Во-вторых, за наполнение школьного сайта должен отвечать не один человек, а должна быть группа людей, у которых есть доступ к определенным разделам сайта, т.е. модераторы каких-то отдельных компонентов, каждый будет отвечать за свой блок, вот в этом случае сайт будет развиваться в полной степени.

— Думаю, нашим слушателям и читателям будет интересно узнать о ближайших планах лицея в области информатизации обучения. Что планируется сделать до окончания учебного года и к началу следующего?

— В этом учебном году мы активно работаем над двумя вопросами: это овладение интерактивными средствами обучения, в частности интерактивными досками, как я уже сказала, в этом году мы оснастили большую часть кабинетов. Мы проводили обучение педагогов и к концу года мы планируем эту работу завершить. Мы в этом году также активно работаем над внедрением систем интерактивного голосования, в частности системы VOTUM, в четвертой четверти мы планируем эту работу более интенсифицировать. На базе лицея нам бы хотелось создать центр обучения педагогов использованию ИКТ на уровне города. Насколько у нас это получится — посмотрим.

— Пожелаем Вам удачи во всех начинаниях и надеемся, что у вас все получится.

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 3278


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы