Ученые Института развития образования ВШЭ, задавшись вопросом «Чем хорошая школа отличается от плохой?», исследовали в разных регионах страны 2000 учебных заведений.
При анализе эксперты учитывали множество показателей. Принимались во внимание результаты ЕГЭ, кадровое обеспечение, образовательная программа, контингент учащихся и т.д. Выяснилось, что к категории успешных школ можно отнести только 12% учреждений. Третья часть учебных заведений из-за большого количества неудовлетворительных оценок на госэкзаменах и низкого уровня качества знаний попала в разряд плохих школ.
Больше 1% — совсем слабые. В них ученики не справляются сразу с двумя обязательными ЕГЭ. В некоторых регионах таких учреждений насчитывается до 20. Проведённые исследования показали, что в этих школах мало учителей, имеющих высшую категорию, — всего 34%. Тогда как в других — 55%. Кроме того, в штате слабых школ не хватает коррекционных педагогов, ученикам не предлагают никаких профильных программ. Практически не ведётся работа с сильными, способными учащимися, так как все свои усилия учителя направляют на занятия с неуспевающими ребятами. Но и это не приносит плодов.
Большое внимание в проведенных исследованиях было уделено контингенту. Выяснилось, что в «слабых» заведениях обучается 30% детей из неполных семей. В «хороших» школах этот показатель равен 18 процентам. Превышен также уровень количества учеников из многодетных семей и семей с безработными родителями.
Было отмечено, что 58% образовательных учреждений из года в год показывают разные результаты. То находятся в категории «успешных», то попадают в разряд «слабых».
|