Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Конкурсная работа №119


РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА


Экскурсия в Иоанно-Богословкий Макаровский мужской монастырь

Венчакова Валерия, 11 класс

Номинация: Событие месяца

Жанр: Очерк

Руководитель работы: Честнова Лидия Степановна

МОУ "Cтарошайговская СОШ №2", Старошайговский район, с. Старое Шайгово

«Жизнь без духовности ущербна, больна и не имеет стержня и развития»,- сказал Владыка Варсонофий.

Обращение к духовным исканиям закономерны для любого периода времени, для каждого человека молодого и пожилого.

«Падешь духом – падешь и брюхом» говорит Евангелии от Луки.

Евангелие, как самая главная и читаемая книга в мире несёт единственное благо- знание, человеческую мудрость, выработанную веками.

Каждый сознательный христианин рано или поздно старается постичь связь, связь между религией и культурой. Тема эта неисчерпаемая, так как находятся новые источники информации и происходят те изменения в обществе, которые и ведут нас к поискам величественного и прекрасного. Мы изучаем эту тему на уроках истории, ИПК, ведем разговор на уроках обществознания. А ещё на тематических экскурсиях. Главным событием этого месяца для меня была экскурсия в один из духовных центров Мордовской культуры Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь.

Издревле славится Мордовская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.

До экскурсии в Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь я уже побывала во многих Мордовских монастырях, но впечатления от поездки в этот монастырь отличалась от всех, что я испытывала до этого.

Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель.

В ходе экскурсии я многое узнала об истории погоста. Разветвленная семья Полянских занимала в Москве важные государственные должности. Думный дьяк Данила Леонтьевич Полянский в конце XVII - начале XVIII столетия выполнял ответственные поручения Петра Первого, в том числе вел розыск о злоупотреблениях сибирских воевод; до того он служил в Тайном приказе, под рукой царя Алексея Михайловича. Его брат Еремей Леонтьевич Полянский начинал подьячим приказа Большого Дворца, занимался поиском руд в Сибири, бывал с поручениями в Понизовых городах, служил в Рейтарском, Иноземном, Разрядном приказах. Полянские были влиятельными людьми, поэтому вокруг них сложились легенды, оказавшиеся достаточно стойкими. Макара Полянского, например, считали управителем Казанского края, хотя на самом деле он служил в Приказе Казанского дворца; он же прослыл личным секретарем Петра Великого, хотя ими были Е. И. Украинцев (владевший, кстати, немалыми имениями в нашем крае) и А. В. Макаров. Макар Артьемьевич Полянский с 1660 года служил в Сыскном приказе, много ездил по стране, а карьеру закончил подьячим средней руки в учреждении, руководившем территорией Понизовых городов – Приказе Казанского дворца.

В отставку он вышел в 1700 году, окончательно переехал в Саранск, в имение отца Артемия Емельяновича, долгие годы служившего подьячим в Саранской приказной избе.

Строительство в имении началось немедленно. Одновременно создавался жилой дом («замок», как его называли люди) и поблизости от него две церкви. Небольшая каменная церковь во имя Михаила Архангела ставилась вовсе не для крестьян, а для семьи помещика. Строилась он по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывал не главу, а колокольню. Верхнего света, таким образом, в церкви не предусматривалось, зато отопление ее многого не стоило. В 1704 году завершилось строительство большого храма во имя Иоанна Богослова, который и стал на долгие два столетия семейным святилищем Полянских. В освободившейся Михайло-Архангельской церкви Макар Артемьевич разместил мужскую богадельню, предварительно увеличив строение трапезной и спальным помещением.

Несмотря на благоприятные условия для развития, Макаровская богадельня в настоящий монастырь не развилась,- этого, очевидно, не захотели владельцы, ибо утверждение обители неминуемо повлекло бы отчуждение построек и части земель, потребных на ее содержание. А так Полянские лично держали призренческий дом, компенсируя перед Богом свои земные прегрешения. Макаровский погост они пестовали с любовью. Иоанно-Богословская церковь, кроме прочего, замышлялась и как фамильная усыпальница, для чего ее поставили на мощную подклеть, вросшую в землю. М. А Полянский, умерший 5 февраля ст. ст. в 1710 году, нашел свое упокоение именно там, в полуподвале, превращенном в склеп. Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной, поставив по углам на восточной стороне две башни. Колокольню специалисты датируют началом того же XVIII столетия (первые два яруса) и пост петровской эпохой (третий и четвертый ярусы). Честь завершения комплекса принадлежала Александру Ивановичу Полянскому, жившему в царствование Екатерины II, Павла и Александра I. Широкий размах инициатив проистекал из его бурной предпринимательской деятельности: он открыл в имениях несколько фабрик и мастерских, приносивших немалый доход. Воспользовавшись указом о вольностях дворянских, А. И. Полянский в 1765 году покинул армию, приехал в отцовское имение и энергично взялся за переустройство хозяйства. При нем количество крепостных приумножилось на 450 душ, площадь запашки он тоже увеличил на треть, завел новые сорта овса, проса,- словом, проявил себя как передовой хозяин.

В 1763 году владелец в пару мужской богадельне построил такую же женскую, но без церкви. В 1780-е годы в Макаровке были возведены два флигеля для дворовых, скотный двор, управительский дом, пять каменных риг, три моста через речки, отремонтирован барский дом, заново расписан иконостас, а на колокольне установлены часы. В 1803 году он испросил разрешение на пристройку к ней храма Знамения, тем самым «свершив милосердие, не законченное предками». Женская община тоже рассчитывалась человек на десять. Получив соответствующее дозволение от духовных властей, Полянский дополнил богадельню Знаменской церковью, скопированной с очертаний Михайло-Архангельской, и тем самым достиг иллюзии одновременности и комплексности замысла всего ансамбля в целом. В хорошем вкусе Полянским отказать нельзя! Обо всем этом нам поведал экскурсовод, многое я узнала из купленной брошюрки.

В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат... В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали. С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением. Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло.

За несколько часов моего пребывания в соборе передо мной прошла вся русская история. И продолжение ее я видела в юношах и девушках, стариках и старушках, и в совсем маленьких ребятишках, гуляющих по монастырю. У одних на лицах я видела благоговение и восторг, другие были спокойны и веселы. Я догадалась, что одни приехали на экскурсию, а другие — пришли в кремль просто погулять с детьми. Я увозила в душе светлое и доброе чувство причастности к нашему общему дому, имя которому — Великая Россия!


Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1074


Проголосовало: 16.0000
Рейтинг: 5.4400

Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы