Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Конкурсная работа №141


РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА


Моя школа в годы войны

Полякова Кристина, 11 класс

Номинация: Моя школа

Жанр: Очерк

Руководитель работы: Волкова Любовь Алексеевна

МОУ "Новотроицкая СОШ", Старошайговский район, с. Новотроицкое

Нет иного способа судить
о будущем, кроме как по прошлому.
Не будем ценить прошлого
- не будет светлого будущего.
А.С.Пушкин


Школа - великий мудрец, чистый, животворный источник. Ежегодно первого сентября звенит звонок, Новотроицкая школа гостеприимно распахивает двери, чтобы помочь каждому понять своё, только ему данное предназначение, решить для себя: кем быть, каким быть?

Ежегодно звенит последний звонок для выпускников. Наступает минута прощания. По-разному складываются судьбы людские. Одни, окончив школу, остаются в родных местах. Других манит странствие. А школа? Стоит всё там же, как более 130 лет назад, всё так же ждёт своих выпускников, как ждёт их родительский дом. Она всё так же чиста в своих помыслах и стремлениях, всё так же гостеприимна.

Я очень горжусь, что в школе, в которой я учусь, работают замечательные учителя. Выпускники школы - мои односельчане- храбро сражались на фронтах второй мировой войны. Более 500 односельчан были призваны на фронт. А выпускники школы с 1925- 1926 года рождения уходили на фронт целыми классами. Половина, из призванных на фронт, не вернулась с полей сражений.

Я хочу рассказать о жизни Новотроицкой школы в годы Великой Отечественной войны, т.к. война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети и рассказ о них тоже длиной в целую войну.

В 1875 году решением сельского общества и по согласованию с Инсарским земским правлением в селе, ныне именуемое Новотроицкое, была открыта одноклассная земская школа с трёхлетним сроком обучения. Этот факт зафиксирован в Пензенских Епархиальных ведомостях.

В 1919 году по инициативе жителей села и учителя Милованова в селе открывается школа второй ступени. До этого времени школа второй ступени существовала только в городе Саранске. Процент грамотности среди взрослого населения составлял 31 %, уступая по грамотности только одному селу волости- Конопать, в котором жили вольные хлебопашцы. В Мельцанах, тоже входивших в Новотроицкую волость, грамотность была 15 %, в Пятине 10%, Лемдяе- 8%. К этому времени школа располагалась в просторном деревянном здании площадью около 300 м2 , построенном в 1888 году, в котором до 1912 года располагался волостной фельдшерский пункт, и, в котором поучились многие жители села.

В октябре 1920 года в Новотроицке создаётся волостной отдел народного образования, а школа приобретает статус районной, становится учебным и методическим центром. В отдел народного образования входят более 20 школ. И такой остаётся она до 1928 года, года образования Старошайговского района. Первыми директорами были Корявов Николай Иванович, Королёв Карп Иванович, Глухов Никифор Михайлович (погиб в годы войны). Вся последующая история села и школы неразрывно связаны с историей развития нашей страны. Все драмы и трагедии, победы и достижения пережили мои земляки вместе со своей Родиной.

Вначале войны в Новотроицкую школу ходили ребята со всей округи: из Лемдяя, Акшина, Пятины, Верченки, Каргалейки, Конопати, Шигони, Ивановки. Школа к 1941 году мало изменилась: учились в двух зданиях, которые находились в отдалении друг от друга. Одно здание для учащихся начальной школы, другое - для средней школы. Директором школы в 1940- 1941 годах был Копнов Иван Максимович. Изучая протоколы педагогических совещаний 1940- 1941 учебного года выяснила, что в классах стояли голландские печи, отапливаемые дровами, торфом. Для этого содержали 6 сторожей, которые должны были приходить в школу к 12 ночи, растапливали печи, чтобы к 7 часам утра в классах создать нормальную температуру. Всего в школах была 21 печь. Кроме того, они мыли полы один раз в неделю в классах - в субботу, обеспечивали подачу звонков, уборку классных комнат в конце занятий, а в конце недели протирали стены. Сторожа отвечали также за сохранность имущества: баков, ведер, кружек. Для учеников тогда ставили питьевые баки, которые закрывались на замок. Эти баки перед началом занятий сторожа промывали и заполняли водой. В конце занятий классы закрывались, ключи находились у сторожа. Он отвечал за сохранность художественного оформления в классах. В приказе директора Копнова И. М. от 20 февраля 1941 года говорилось, что «школьный сторож Розина Екатерина Егоровна должна обеспечивать уход за школьной лошадью». Сторожа получали 150 рублей в месяц, столяр школы- 500 руб. в месяц, счетовод - оклад 150 руб.

Всего к началу учебного 1940-1941 года в школе обучалось 580 учащихся. Занятия начинались с 7:30 с физзарядки для учащихся 5- 10 классов. Продолжалась зарядка до 7:50, 10 минут перерыв. В 8:00- начало занятий. Продолжительность урока- 45 минут, малая перемена- 10 минут, после третьего урока была большая перемена- 20 минут. Шестой урок заканчивался в 13:30. Для начальных классов занятия начинались с 9:00. Также была обязательной физзарядка. Учебный год начинался с 1 сентября. В начальной школе было по два класс - комплекта. В средней школе было два пятых классов, шестых, седьмых, восьмых, десятых. Учителей в школе было 20 человек. В начальной школе работали: Наумова М. Д., Будылина М. М., Ерофеева М. М., Самсонова А. И., Тихонова А. Ф., Зинченко Ю. В.

В средней школе работали:

Шувалов И. П.- математик,

Шмырёва В. П.- русский язык и литература,

Коробова К. Е.- русский язык и литература,

Назаров Ф. Ф.- математик,

Бодняр С. Ф.- история и география,

Гурский И. К.- немецкий язык,

Рязанов С. А.- биология и естествознание,

Никишина М. Н.- русский язык и литература,

Козлова Е. И.- география,

Скворцов И. А.- физика,

Глотов Л. К.- история,

Киреев А. М.- русский язык и литература,

Евдокимов А. И.- химия,

Беляева Н. Н.- немецкий язык,

Наумов М. Д.- физкультура,

Курошин А. И.- военные занятия.

Многие учителя в 1941 году ушли на фронт: Курдюков А. П., Капранов Н. Н.- счетовод, Планкин И. Ф., Маркин Я. П., Буданов Ф. Ф., Скворцов И. А.

Директор Копнов И. Н. так же был призван на фронт в 1942 году, где и погиб. Директором школы был назначен временно исполняющий обязанности Шувалов И. П., завучем школы была Винарова Александра Васильевна, заслуженный учитель МАССР. Много сил и энергии вкладывала она в дело воспитания и образования учащихся. Изучая книгу приказов по Новотроицкой средней школе за 1941- 1942 учебный год, выявила, что была введена суровая дисциплина для учащихся и учителей. За опоздание на урок учителя на 10- 15 минут, выносили строгий выговор и привлекали к судебной ответственности. В приказе по школе от 25 ноября 1940 года за № 58, директор предупреждал «всех служащих и технический персонал, что уход с работы без разрешения директора считается неуважительным, будут привлекаться к судебной ответственности как за прогул». В книге приказов за опоздания на работу в количестве 12 минут объявляется выговор учителю физики и химии Евдокимову И. И., учительнице немецкого языка Беляевой, Назарову Ф. Ф.- учителю естествознания. Выяснилось так же, что в школе часто менялся преподавательский состав. Многие учителя не имели педагогического образования, были эвакуированными. Например, семью Садовских. Иван Михайлович был по профессии юрист, вёл физику с 6- 10 класс, жена Таисия Анатольевна- немецкий язык.

На основе изучения материалов педагогических совещаний школы выявила, что многие учителя обвинялись в незнании методики предмета. Были случаи увольнения с работы, как не справившиеся с работой. Это учительница третьего класса Маврина А. И., Садовская Т. А., Садовский И. М.

За частые прогулы и опоздания на уроки, за неуспеваемость, учащихся отчисляли из школы. Из 580 учащихся, было 112 неуспевающих, 58 учащихся имели двойки по одному предмету. Дирекция школы обязывала учителей - предметников вести с отстающими учениками дополнительные занятия, посещать родителей. Были случаи исключения из школы за порчу школьного имущества: окон, дверей, школьной доски.

Велась работа с малограмотными и неграмотными на дому. Учителя учили их счёту, чтению и письму. Новый учебный год 1941- 1942 начался с 1 октября.

Как видно из документов, успеваемость и дисциплина в школе были на первом месте. На каждом педагогическом совещании обсуждались эти вопросы. В 1940- 1941 учебном году из 306 учащихся было 22 % отстающих, что составляло 80 человек. 30 учащихся имели одну оценку «плохо», 15 учащихся по две оценки «плохо», остальные 35 учащихся имеют от трёх до восьми оценок «плохо». Это Руженкова Мария- 7 класс, Бусаргина Александра- 6 класс, Коновалова Тамара- 6 класс, Булычёва Антонина- 6 класс, Вишнякова Анастасия, Навихин Василий, Юдин Алексей, Семёнов Семён, Пискунов Николай, Вишняков Александр и др. Эти учащиеся имели годовой перерыв в учёбе, не выполняли домашнее задание, опаздывали на уроки. А Навихин Василий (1926 года рождения), Бусаргин Александр- исключены из школы и направлены в распоряжение колхоза; Семёнов Сергей и Цыплаков Василий направлены в распоряжение сельского совета для отправки в школу ФЗО. Успеваемость по школе на конец второго полугодия составила 77,8 %. В числе отличников были Мещерякова Анна, Федотова Анна, Шевякова Галина, Тихонова Антонина, Рыбкин Пётр, Дядичко Евдокия. Они имели отличные оценки по всем предметам, не имели пропусков и опозданий, безукоризненно выполняли все поручения. От дирекции школы им объявляется благодарность. Далее по приказу по школе за 1941 год перечисляются фамилии учащихся «ударников»- всего 26 человек.

31 августа 1942 года директор школы Пьянзин Ф. В. был освобождён от работы ввиду призыва в ряды РККА. Временно исполняющим обязанности директора вновь стал Шувалов Иван Прохорович. Завучем школы на основании приказа РОНО была назначена Винарова Александра Васильевна. 21 января 1943 года директором школы был назначен Белокосов Яков Павлович, эвакуированный из Ленинграда. Как вспоминают старожилы села, при нём в школе была железная дисциплина.

На 1942- 1943 учебный год в начальной школе сохранилось по два класс- комплекта. В это же время учителем начальных классов была назначена Кадышева Надежда Алексеевна. Она родилась 7 ноября 1922 года в семье крестьянина. Отец- Алексей Павлович был сапожником, мать- Наталья Ивановна- разнорабочая. В 1930 году Надежда пошла в 1 класс Новотроицкой школы, в 1937 году закончила 7 классов. В том же году пошла в Мельцанскую среднюю школу, где окончила 8 и 9 классы. Год она работала библиотекарем в Новотроицкой школе. В 1941 году закончила Новотроицкую среднюю школу, после чего работала здесь же счетоводом. В 1944 году она поступила на заочное отделение Государственного педагогического института города Саранска, где проучилась два курса. В 1947 году Надежда закончила Саранское педучилище. На примере Надежды Алексеевны я пришла к выводу: как бы не раскрывался талант, как бы не звучало имя человека во всеобщее благо, главная же ценность личности в её связи с родной землёй. Надежда Алексеевна за свою жизнь выпустила огромное количество учеников. Её запомнили сердечной, жизнерадостной, доброй и понимающей всех. За свой труд в 1954 году она награждена медалью «За трудовое отличие», в 1978 году награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда». Кадышева Надежда Алексеевна умерла в 1990 году. И кем бы ни стали её ученики, наверное, не раз ещё добрым словом помянут за то, что учила их трудиться с радостью и верой в душе.

В средней школе было два 5 класса, два 6 класса, два 8 класса, 7, 9, 10 классы. Всего обучалось 304 человека. Предметы вели:

Овчинников Ф. И.- история и Конституция СССР,

Никишина М. Н.- русский язык и литература,

Иванова Т. В.- химия и естествознание,

Садовская Т. А.- немецкий язык,

Садовский И. М.- физика,

Новокрещенова Т. А.- русский язык,

Тихонова А. Ф.- естествознание,

Гришакина О. С.- история,

Винарова А. В.- математика, физика,

Строкова М. Н.- литература и русский язык,

Ерофеева М. М.- география,

Иванова Т. В.- география и естествознание,

Шувалов И. П.- арифметика, черчение,

В годы войны в нашей школе работал Овчинников Федор Иванович. Он родился 30 апреля 1921 года. Его жизнь была похожа на жизнь людей того периода. Бедное детство, трудная юность, в тяжёлые годы военного лихолетья прошла его зрелость. 17 августа 1941 года назначен учителем истории в Новотроицкую среднюю школу, где проработал до 1947 года. Не легче было потом, после войны. В 1947- 1950 гг., он работал в Летках, а затем был переведён в Акшино. Фёдор Иванович был хорошим педагогом. Как рассказывали учителя, знавшие его, наблюдать за ним на уроках было просто наслаждением. Школа учит хорошо учиться всех. И тех, кому тяжело или не хочется одолевать кручи учения, и тех, кто азартно рвётся к его вершинам. Учителю нелегко и с теми и с другими, но надо помочь и тем и другим раскрыть себя. Фёдору Ивановичу это удавалось. Он был человеком редких душевных качеств, большого сердца и щедрой доброты, обладал удивительной способностью общения, умел располагать к себе людей. Для него каждый человек представлял огромный интерес. Наверное, в том и значение таких людей, что они вызывают в душах беспокойство, наталкивают на новые вопросы, зовут к размышлению и к всесильной заботе о деле, которому служат. Его педагогический стаж насчитывает 52 года. За свой нелёгкий труд он получил звание «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения России», «Заслуженный учитель школы Мордовии», имеет 4 правительственные медали, почётные грамоты, три Трудовые медали.

Из - за нехватки дров и отсутствия оборудованных школьных помещений зимой 1942 года школа перешла на 2- х сменные занятия. Война требовала пересмотра и перестройки всей учебной и воспитательной деятельности в школе. В учебные планы и программы были внесены изменения. Так, в программе по истории 7- 10 классов, увеличивалось количество часов по изучению военного прошлого народов СССР. Большое внимание уделялось воспитанию советского патриотизма, дружбы народов, выпускались стенгазеты, воспитывали у учащихся мужество и героизм на примерах героев Великой Отечественной войны. Обязательными были полит- минутки. Учащиеся собирали посылки бойцам: махорку, кисеты, блокноты.

В центре внимания внеклассных мероприятий были всевозможные оборонные и физкультурные кружки, занятия ПВХО, большое внимание уделялось физической подготовке учащихся, проводились соревнования по бегу и лыжам. В Новотроицкой школе от 20 февраля 1943 года была установлена полувоенная дисциплина. На протяжении всего дня, при входе в класс учителя на урок, все учащиеся находятся на месте, встречают учителя по команде «смирно». Команду средним голосом подаёт дежурный по классу, который находится впереди и отдаёт рапорт учителю по военному: о количестве присутствующих и отсутствующих, об опоздавших и нарушениях дисциплины. В школе велись военные занятия. Все учащиеся с 5- 10 классы в количестве 221 человек делились на три стрелковые роты: роты разбивались на взводы, взводы- на отделения. Командный состав имел знаки различия по занимаемым должностям. Военруком школы был старший лейтенант Горячев Пётр Максимович. Военные занятия проводились на специально оборудованной площадке, где были турник, брусья, шведская лестница, забор. Посещение военных занятий для всех учащихся было строго обязательным. Третья четверть 1942- 1943 учебного года проходила в особо напряженной обстановке. В сильные холода второй военной зимы, в плохо оборудованном помещении школы, в невыносимо холодных классах учителя и учащиеся, преодолевая бытовые и материальные трудности, боролись за качество своей учебной работы. Вот как об этом рассказывает учительница Буданова Валентина Кирилловна: «Война нас лишила возможности нормально учиться. В классах было очень холодно. Мало было учебников и письменных принадлежностей. Поэтому писали карандашами на старых газетах, карандаши и ручки в то время были большой редкостью. Чернила делали из сажи. Несмотря на все это, мы успешно учились». После окончания школы Валентина Кирилловна стала педагогом и проработала с 1948 по 1983 годы. На конец четверти по школе было 14 отличников, 22 ударника, что составляло успеваемость по школе- 78,4%, 79 человек - отстающие, 10 учащихся имели по три двойки .Это Бусаргина Пелагея, Будылин Николай, Лазарев Илья, Коновалова Тамара, Юдин Алексей, Булычёва Антонина, Сернова Вера, Коновалов В., Шерстнёв А.

10 июня 1943 года в школе закончились годовые проверочные испытания. В следующие классы перевелись 245 человек. Из них 21 отличник, 34 ударника. Лучший класс по школе- 8 «Б». Из 21 учащихся- 5 отличников, 4 ударника, 19 переведены в 9 класс, двое оставлены на осень. Классный руководитель- Иванова Т. В. Худший класс по школе- 4 класс. Классный руководитель Зинченко Ю. В. Из 35 человек переведено в 5 класс 24, дана работа на осень 6 учащимся, 5 человек оставлены на повторный год. В целом по школе на повторный год было оставлено 31 человек, на осень- 28 человек. Большим было число отсева учащихся, за год- 80 человек. Причинами отсева были высокая плата за учёбу в старших классах, отсутствие одежды и обуви, тетрадей и книг, тяжёлые материальные условия. По Новотроицкой школе, приказом №75 от 15 апреля 1941 года, от платы за обучение освобождались: Сернов Пётр, Буданова Мария, Мещерякова Анна, Шишков Алексей, вследствие инвалидности и пенсии родителей. Многие учащиеся 10 класса, не сдав выпускные экзамены, уходили на фронт. Подростки 13- 14 лет заменили ушедших на фронт. Они работали на полях и фермах колхоза «Светлый путь»: косили сено, убирали коноплю. Проверка работы школы представителями Наркома Просвещения и РОНО от 18 февраля 1943 года вынесла следующее решение: «В исполнении приказа НКП МАССР от 21 сентября 1942 года об обязательном выполнении закона о всеобщем начальном образовании обязать дирекцию возвратить учащихся, выбывших без уважительной причины из школы, к 1 марта 1943 года. Для этого провести общешкольное родительское собрание с повесткой: итоги первого учебного полугодия и задачи родителей в деле всеобуча. С помощью бесед, докладов, лекций довести до сознания родителей необходимость выполнения сталинского закона о всеобуче».

У педагогических работников летних отпусков не было. Вместе с учащимися 6- 10 классов в конце учебного года они мобилизовались на сельскохозяйственные работы: в Барском саду выращивали махорку, обрывали цвет, сушили; косили сено, скирдовали, пасли скот, работали на пришкольном участке, готовили школу к новому учебному году, заготавливали топливо для школы и квартир учителей. Пионеры собирали лекарственное сырьё. Оплата за труд учителям, кроме зарплаты, на торфе- 50 % топлива, на участке- 10 % урожая, ремонт школы- деньги по твёрдым ценам из бюджета школы. Бригадир сверх заработанного получал 20 % надбавки, звеньевой- 10%. За добросовестную работу по подготовке школы к новому учебному году и заготовке топлива, плотники Ларчихин Ф. С., Булычёв М. Г. Получили премию по 1 000 руб., сторож Булычёва Евдокия Васильевна- 500 руб., учитель Гришакина О. С.- 300 руб., а так же им объявлена благодарность с занесением в личное дело. В летний период с июня по сентябрь силами учителей и техперсонала было заготовлено и доставлено к школе 40 000 кирпичей торфа, отремонтировано три школьных здания и три школьные квартиры. Был осуществлён капитальный ремонт 21 голландской печи, сложено три печи, отремонтировано 100 ученических парт, 6 шкафов, обеспечена побелка и штукатурка 14 классных комнат, исправлены фундамент и завалина. Утеплено 50 рам, законопачены наружные стены школьных зданий. Заготовлено и подвезено 3 000 кирпичей, 50 возов глины. Убран школьный участок на площади 3 га. В новом учебном году пущены в эксплуатацию 2 школьных здания, которые раньше пустовали. Поэтому в 1943- 1944 году учащиеся занимались в первую смену. Учителя принимали участие в госзайме на 1941- 1942 год в количестве среднемесячного заработка, отчисляли деньги в фонд обороны, на строительство танковой колонны «Мордовский колхозник». Были случаи безответственного отношения. Сторожиха Сабаева Екатерина была уволена за кражу двух килограмм школьного зерна при размоле, а так же лишена хлебных карточек.

В школе действовали пионерская и комсомольская организации. Из материалов проверки школы за 1942- 1943 год представителями Министерства видно, что работы велись слабо, только на бумаге. Так же функционировала и библиотека, которой заведовала Шувалова О. М. с окладом 100 рублей.

28 сентября 1943 года директор Белокосов Я. П. был назначен заведующим Старошайговским РОНО. Исполняющим обязанности директора стала Винарова А. В. В школе была налажена работа кустовых методических совещаний, изучался и распространялся опыт лучших учителей и классных руководителей. Проводились открытые уроки по всем дисциплинам два раза в месяц, практиковали взаимопосещение уроков родственных дисциплин, оказывалась методическая помощь молодым учителям. С целью систематического контроля завуч ежедневно просматривал рабочие планы учителей и утверждал подписью. Учителя сами изготавливали наглядный материал. На 1943- 1944 год в 5- 10 классах было 208 учащихся, пионеров- 119 человек, которые входили в пионерскую дружину № 3, старшей пионервожатой была Юдина М. Ф.

В декабре 1943 года Шувалов И. П. был назначен временно исполняющим обязанности директора школы. Мало что изменилось в распорядке школы: «Учитывая важность закона правительства от 1941 года о введении начальной и допризывной подготовки в средних школах, от каждого учащегося требовалась подлинно военная дисциплина». За грубое нарушение дисциплины учащимся 7- 10 классов применяли внеочередные наряды по уставу РККА. В школе отмечались праздники, готовились концерты для жителей села. Главной проблемой была нехватка дров. С помощью закреплённой за школой лошади, организовывали подвоз дров к школе, устраивали воскресники. Количество учащихся к 1944 году сократилось и составило 236 человек. Сохранился план военных занятий по начально военной, допризывной подготовке. Учащиеся с 5 по 10 класс в количестве 162 человека составляли первый стрелковый батальон. Командир - Ларчихин Василий Иванович, начальник штаба- Тихонова Антонина Петровна. Пристальное внимание уделялось дирекцией школы успеваемости и посещаемости учащихся. Отмечалось, что, не смотря на трудные условия четыре года войны, правительство заботится о школе, о детях. Стране нужны были грамотные высококвалифицированные специалисты в самых разных отраслях народного хозяйства. Педагогический состав школы на 1944- 1945 год:

1. Шувалов И. П.- и. о. директора, математик,

2. Винарова А. В.- завуч, математик,

3. Никишина М. Н.- русский язык и литература,

4. Саменкова Н. М.- немецкий язык,

5. Мещерякова А. Г.- математика и физика,

6. Ерофеева М. М.- география,

7. Тихонова А. П.- естествознание и химия,

8. Котлярова И. Г.- немецкий язык,

9. Овчинников Ф. И.- история и Конституция,

10. Ларчихин В. И.- военрук, допризывная военная подготовка,

11. Ерофеева Е. М.- русский язык и литература,

12. Гаврилова Е. И.- естествознание и химия,

13. Воронина К. П.- история.

В начальной школе работали: Кадышева Н. А., Будылина М. М., Игонина В. И., Быкова А. С., старшая пионервожатая - Юдина М. Ф. С сентября 1945 года директором школы стал Пакшин Николай Степанович. На начало 1945- 1946 учебного года в школе было 236 учащихся, из них 106- неуспевающих, имеющие от 1 до 12 двоек- (51 ученик). Но многие учились, несмотря на все трудности, получали профессии, восстанавливали разрушенное войной. Пусть каждый из нас сегодня задаст себе вопрос: «А я смог бы выдержать все трудности?», и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих ровесников. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, но в то же время война возвышала их ощущением причастности к истории, ощущением их как части великого народа, единого в своём стремлении к победе.


Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1447


Проголосовало: 6.0000
Рейтинг: 4.2800

Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы