Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Конкурсная работа №142


РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА


Рассказ об учителе

Ивановичев Александр, 11 класс

Номинация: Моя школа

Жанр: Очерк

Руководитель работы: Волкова Любовь Алексеевна

МОУ "Новотроицкая СОШ", Старошайговский район, с. Новотроицкое

Труд учителя нелегок, но подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учители не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками, ушел из жизни. Я хочу рассказать о бывшем директоре школы Луконине Константине Ивановиче.

Луконин Константин Иванович родился 27 августа 1931 года в селе Летки Старошайговского района. Отец – Иван Васильевич, с 1899 года рождения – работал бухгалтером в Старом Шайгове. Мать – Наталья Гавриловна, с 1902 года рождения – всю жизнь проработала в колхозе. Семья Лукониных была большая – 5 человек: 4 брата и одна сестра.

Константин Иванович пошел в школу в 1938 году. Учеба давалась ему легко. По воспоминаниям близких ему людей был любознательный и целеустремленный. В старших классах стал интересоваться литературой и химией. Любовь к книге и чтению привила учительница литературы Златомрежева Галина Леонидовна. Сам Константин Иванович вспоминал, что «В 40-50 годы война отложила на детей свой отпечаток. Они были целеустремленные, приспособленные к жизни, казались взрослее. В те годы у школьников была большая тяга к знаниям, они по-настоящему любили читать и читали классику, а не какую-нибудь бульварную ерунду. Галина Леонидовна вводила нас в мир литературы, как в мир высоких нравственных ценностей и учила видеть в слове «бездну пространства»».

После окончания восьми классов Константин Иванович уезжает в Свердловск к тете Пелагее Яковлевне Кичевой, которая переехала туда вместе с детьми после смерти мужа. Константин ехал к родственникам, потому что здесь давали продуктовые и товарные карточки, была зарплата и жилье в теплых бараках. По воспоминаниям двоюродного брата Константина Ивановича, большого друга семьи, кандидата исторических наук Л.М.Кичева сложностей на Урале было не мало. « Жили в бараке, топили углем, который подбирали около котельных. Спали на соломенных матах. Продуктов, выдаваемые по карточкам, не хватало. В летнее время в предгорьях Уральского хребта и соседней горы Волчихи, собирали бруснику, клюкву, чернику, грибы, а по весне – жгучий дикий чеснок. В 1947 году, когда отменят карточки, мы впервые наедимся досыта настоящего, без суррогатных примесей, хлеба». Уезжая из дома, Константин взял за пазуху учебник химии. Он мечтал выучиться на врача, но пришлось устроиться на работу на трубный завод, заочно заканчить курсы бухгалтера.

Жизнь в Свердловске была очень трудной, шел послевоенный 1947 год. Константин Иванович через год возвращается в родное село, успешно заканчивает 10 класс в 1949 году вместе с Александрой Федоровной, будущей женой. После окончания школы он поехал поступать в Куйбышевский университет на медицинский факультет. Не пройдя по конкурсу, возвращается в Саранск и поступает в МГУ им.Н.П.Огарева на химический факультет.

Юноша был всесторонне развитым человеком. Еще в школе увлекался химией, историей, литературой. В университете эти увлечения сомкнулись. Очень любил слушать лекции доктора наук Ржавихина, Голиковой Зинаиды Андреевны. Любил футбол, хоккей. Летом на каникулах помогал родителям: косил сено, метал стога и много читал. В годы учебы он подружился с Демидовым Виктором Петровичем, впоследствии заместитель ректора университета, Барнашовым Александром Гавриловичем.

Незаметно пролетели годы в учебе в университете. В 1953 году Константина Ивановича направляют на работу в Новотроицкую среднюю школу. Какое великое счастье- осознать свои склонности, оценить свои способности, следовать своему призванию. Не став врачом, Константин Иванович стал педагогом. Я думаю, что ответственность учителя сродни ответственности врача – речь идет о человеческих судьбах. Учительский труд тяжек, а для тех, кто его не любит – не выносим. Непрерывно напряженное взаимодействие с десятками юных душ, таких разных – своевольных, вялых, энергичных, ленивых, насмешливых, равнодушных, любознательных. Захватить их внимание, воодушевить их, объединить их одним настроением, овладеть их умом и нравственным чувством – все это было под силу педагогу Константину Ивановичу. Он хорошо понимал, что каждый ученик – это живой движущийся меняющийся мир. Не упустить, заметить, вмешаться, поддержать, поверить – вот это его педагогическое кредо.

По воспоминаниям многих учителей, он любил своих учеников, вложил в каждого лучшую часть самого себя. Цепкость ума и проницательность сочетались в нем с редкостной сердечностью. Безошибочно мог докапываться до того истинно хорошего, что было в каждом ученике.

За свой труд Константин Иванович получил в 1985 году высокую награду -медаль Н.К. Крупской. Он отличник просвещения Российской Федерации имеет множество Почетных грамот. Сила воли, кипучая энергия, способность отдаваться любимому делу, добросовестность, чуткое и внимательное отношение к людям - вот те качества, которые запомнили коллеги, работая рядом с ним. Именно кипучая энергия Константина Ивановича и помощь первого секретаря обкома партии Анатолия Ивановича Березина, бывшего в то время депутатом Верховного Совета МАССР, способствовали строительству новой школы в селе. Школа, в которой мы учимся сегодня, была построена за семь месяцев. Константин Иванович жил напряженной жизнью, он всегда был чем-то озабочен, увлечен и умел окружающих заряжать своим сегодняшним интересом. При его участии в школе была создана материальная база для организации трудового обучения и подготовки учащихся по профессии тракториста-машиниста III класса. В школе было 4 трактора: колесные и гусеничные, комплект с/х машин для посева и обработки почвы. Ежегодно выпускникам вручали квалифицированные удостоверения, а получить работу за рулем они не могли. Константин Иванович размышляя о том, какие найти формы организации профессиональной учебы, чтобы лучше готовить школьников для работы на тракторах и приобрести навыки выполнения полевых работ. Выход был найден – организовали из старшеклассников ученические механизированные звенья. Такая форма была новой и непривычной. Ученики старших классов работали круглогодично: осенью и зимой по таблицам, моделям и узлам изучали трактора, а осенью и весной – на практике закрепляли знания. Помогали совхозу в ремонте с/х техники, собирали новые сеялки, культиваторы, сцепы для борон и сеялок. После завершения теоретической и практической подготовки, выезжали на поля. Совхоз «Новотроицкий» и соседние колхозы выделяли для ученических звеньев по 15-20 тракторов. Каждый трактор обслуживали два ученика: один-десятиклассник, помощник инструктора-наставника и девятиклассник - стажер. Работали по принципу: « Научился сам, научи товарища». Участие в механизированных звеньях во многом определял судьбу учащихся. Многие остались работать в своем совхозе механизаторами.

Начинание в нашей школе было известно по всей Республике. Труд учеников был вознагражден. Бригадиру ученической бригады Вадиму Картовенко была вручена Почетная грамота Мордовского обкома ВЛКСМ. Министерство с/х МАССР подарило ученической бригаде школы трактор «МТЗ-50». Григорий Маршна награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».

Как важно знать человеку все о родной земле, на которой он родился. Человек без корней- пушинка. В нашей школе ученики обретали крепкие корни любви к родной земле. Участвуя в производственных бригадах, ребята узнали цену самостоятельности, терпения, отзывчивости, узнали, как дорого умение взять на себя тяжелую ношу. Вокруг нашей школы растут белоствольные красавицы. А ведь это была задумка Константина Ивановича. Березовую аллею заложили ребята вместе с вожатой Абрашкиной В.М. в 80-е годы. Получается, что любовь к труду воспитывали через сам труд.

Наверное, самой природой заложено в человеке стремление оставить в вечности частицу своего бытия, след своих мыслей и чувств. У каждого из нас есть ощущение неповторимости и самоценности своих переживаний и опыта. И это относится и к обыкновенным людям. Константин Иванович писал стихи. Возможно, об этом знают не многие. Стихи писал в молодости, может быть в результате воодушевления, которое охватывало его в кругу друзей, близких ему по духу, связанных общей целью. А может в минуты торжества или в часы раздумья и откровения. Вот самое раннее стихотворение:

Сегодня.
Сегодня не смотрят в глаза,
Если смотрят, то в упор, как ствол,
В них ненависть, чем доброта,
В них ненависть, как укол,
И заворожены мы тем, чего нам болтают,
Не говорят, что через год
Вам полегчает.
Что было, то прошло,
Надежды не сбылись,
Работай, снимай стресс с себя,
Печалей мысль.
14.08.93.

*************

Осенняя пора.
Предвестник осени тревожной
Что принесет она,
Грозу или морозцы.
Сентябрь-время для раздумий,
Что будет сделано еще,
Она тревожит и торопит,
И бабье лето уж прошло.

Константин Иванович натура была яркая, деятельная. Работал учителем химии, завучем, организатором и директором школы 32 года. Общий стаж педагогической деятельности – 45 лет. Дух школы, культура труда и отношения между людьми создаются именно такими яркими личностями. Я думаю, что учитель бессмертен. То, что остается от педагога, это его ученики и учителя. С самого основания нашей школы здесь возникло гнездо даровитых учителей. Это Минаевы, Драгуновы, Рогачевы. Еще живут на свете его ученики, которые любят, помнят, чтут его. Спасибо за все, любимый учитель! Человек не исчезает до тех пор, пока его кто-то помнит неравнодушно.


Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1128


Проголосовало: 7.0000
Рейтинг: 4.0900

Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы