Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Конкурсная работа №103


РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА ЧЛЕНЫ ЖЮРИ ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАРТНЕРЫ КОНКУРСА


Они выбрали профессию учителя

Негоднова Екатерина, 11 класс

Номинация: Моя школа

Жанр: Очерк

Руководитель работы: Федина Любовь Михайловна

МОУ "Лицей с. Ельники", Ельниковский район, c. Ельники

Пусть трудно им, не в этом суть –
Такая вот у них работа.
Учить – служить, любить, дарить,
Священнодействовать, учиться.
Пусть не прервётся эта нить,
Пусть добротой сияют лица


Жизнь и работа наших лучших современников – героев наших дней – широко, ярко отражается в печати, в искусстве. И роль этих образцов для каждого из нас многогранна.

Трудовой жизненный путь – важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие – новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. И многие люди посвящают всю свою жизнь любимому делу, созидая и творя вокруг себя добрую атмосферу. Живут на земле люди, трудятся, сполна отдаются любимому делу и не задумываются о том, что вся их жизнь – это добро, творимое для людей. Людей созидающих, сеющих вокруг себя добро, в нашей жизни не столь уж много, но они есть. Такими людьми являются Голубятниковы. Трудовая династия Голубятниковых посвятила себя нелёгкому, но благородному труду учителя. Их общий трудовой стаж составляет 103 года. Начало трудовой династии положила Голубятникова Полина Алексеевна.

Моя бабушка, Голубятникова Полина Алексеевна, родилась 25 октября 1933 года в селе Ельники в крестьянской семье. Отец считался зажиточным крестьянином, но в колхоз вступать отказывался, поэтому им жилось тяжело. Кроме бабушки в семье были пятеро детей.

Холодной и голодной осенью 1942 года маленькая Поля пошла в первый класс. Изо дня в день худенькая, не по годам маленькая девочка, с сумкой из холста, в лаптях, с радостью бежала в школу. Сколько всего там было нового и интересного! Не беда, что не было бумаги. Писала на корках старых книг, обрывках страниц. Отопление в школе было печное. Холод пронизывал до костей. Чернила часто замерзали, приходилось отогревать их собственным дыханием. Готовиться дома к занятиям было сложно. Домашние задания делала за обеденным столом. Большую часть комнаты занимала печка и ткацкий станок, на котором ткали рогожки из мочал, идущие на изготовление мешков для рыбы. За них хорошо платили, и это служило дополнительным заработком для семьи. Долгими зимними вечерами вся семья трудилась при тусклом свете керосиновой лампы.

Несмотря на все трудности, бабушка училась на пятёрки. Особенно легко ей давалась математика. Много и с удовольствием решала, помогала товарищам.

Окончив школу, в 1952 году вместе с подругой поехала поступать в пединститут. Родители одобрили её выбор, тем более учителя, видя способности девочки к точным наукам, советовали учить её дальше. После успешной сдачи вступительных экзаменов Полина Голубятникова была зачислена на первый курс физико-математического факультета. С подругой ей пришлось расстаться, так как она не поступила на такой желанный филологический.

Все четыре года, пока училась, жила на квартире вместе с земляками в стареньком бревенчатом доме.

Учёба шла успешно. Полная сил, здоровья и планов на будущее, всё свободное время проводила в читальном зале. Торопилась больше узнать – в родном селе такого книжного богатства не было. Очень скучала. Навещать родителей приходилось редко, только в каникулы. Добраться от Саранска до Ельник в то время было серьёзной проблемой. Ездили на попутных машинах и лошадях через Ковылкино, или через Краснослободск, или через Первомайск на поезде. Бабушка хорошо помнит, как одна из таких поездок закончилась трагически для её соседки. Ехали на лошади после зимних каникул. Стояли жгучие морозы. Поначалу всё было хорошо. Выехали рано утром, когда на застывшем от стужи небе ещё не погасли звёзды, и полная луна освещала дорогу. Они в драповых зимних пальто, поверх которых накинуты тулупы, утопают в мягком пушистом сене, которым завалены сани. Прерванный самый сладкий утренний сон постепенно смыкает веки, которые едва видны из-за снежной бахромы инея, окаймляющей края шали. Но не успели проехать и половины пути, как стали ощущать «ласки» пронырливого «Деда Мороза». Сначала стали мёрзнуть кончики пальцев на руках и ногах, вскоре ладони и стопы полностью перестали чувствовать. Холод поднимался всё выше и выше, забираясь в самые потайные уголки. Мозг сверлила одна и та же мысль: «Когда же доедем?» Бабушкина соседка после этой поездки заболела и умерла.

И все-таки четыре года упорного труда пролетели быстро. Получив диплом, в 1956 году бабушка вернулась домой и была направлена на работу в Ново-Девиченскую среднюю школу учителем математики. Работала с удовольствием. В коллективе и с учениками установились хорошие отношения. Всё получалось. Выпустила первых своих питомцев в большую жизнь. Но в 1958 году вынуждена была перевестись в Ельниковскую вечернюю школу. Семья, появившаяся на свет маленькая дочка требовали ежедневных забот. Оставлять её на попечение няни, уезжая в соседнюю деревню, было невозможно. Работа в вечерней школе имела свои особенности. Ученики – взрослые люди. Большинство были семейными, многие работали на руководящих постах, поэтому к учёбе относились ответственно, серьёзно. И в тоже время у них из-за перерыва в учёбе были утрачены некоторые знания и навыки. Приходилось навёрстывать на уроках.

В мае 1965 года бабушке предложили перейти на работу инспектором РОНО. Понимая, какая ответственность ляжет на её плечи, учитывая то, что у неё двое детей семи и четырёх лет, она согласилась не сразу. Начались рабочие будни – многочисленные командировки по школам района. Она осуществляла контроль за состоянием преподавания математики, физики и черчения. Кроме того, в её обязанности входило составление отчётов в Министерство образования республики. Любящая во всём строгий порядок, скрупулёзно «докапываться» до сути вопроса, всегда доводить начатое дело до конца, бабушка металась между домом и работой. Везде надо было успеть.

Профессиональная компетентность, добросовестность, требовательность к себе не остались незамеченными. В 1970 году она награждена медалью «За доблестный труд», в 1971 году – значком «Отличник народного просвещения». Девять лет напряжённого труда не прошли даром.

В 1974 году по состоянию здоровья перевелась воспитателем в школьный интернат. Наконец-то сбылась её мечта работать с детьми, которых она очень любит. И опять она работала с полной отдачей. Старалась быть по-матерински любящей, справедливой и требовательной по отношению к своим воспитанникам. И у неё это получалось. О чём свидетельствуют Почётные грамоты, которыми поощряла администрация школы.

По её стопам пошла сестра, Евдокия Алексеевна, которая моложе на четырнадцать лет. Окончив 7 классов школы, она получила специальность фармацевта в Пензенском фармацевтическом училище. Но её больше привлекала педагогическая деятельность, поэтому поступила на заочное отделение химико-биологического факультета МГПИ им. М. Евсевьева. Будучи студенткой, стала работать в Софьинской средней школе. В 1976 году была переведена инспектором в РОНО, где проработала до пенсии, до 2002 года. В её обязанности входило планирование и отчётность отдела народного образования. Евдокия Алексеевна - «Отличник народного просвещения СССР», ветеран труда.



Специальность преподавателя химии, инженера-химика получила и моя мама – Надежда Семёновна Негоднова. Закончив в 1975 году Ельниковскую среднюю школу, поступила учиться на химический факультет МГУ им. Н.П. Огарёва. Училась хорошо. Была активисткой: она являлась комсоргом группы, занималась в хоровом кружке. До сих пор удивляется, как ещё успевала подрабатывать уборщицей. Вставала в пять утра, убиралась, а потом бежала на занятия. Но университет закончила с красным дипломом.

По распределению была направлена работать технологом на Саранский электроламповый завод, проработала там недолго. Вышла замуж, и они с папой решили переехать жить в Ельники. Здесь проработала 15 лет на Ельниковском радиозаводе, который сначала был филиалом Московского и Саранского телевизионных заводов. Тринадцать лет занимала должность инженера по обучению кадров. Под её руководством обучались все те, кто хотел работать на заводе, но не имел нужной профессии. Она подбирала им наставников из числа опытных работников, организовывала теоретическое обучение, сама проводила занятия.

Но зов души никогда не покидал её – работать с детьми, поэтому переходит работать преподавателем в Ельниковское профессиональное училище, где и работает по сей день. Пять лет выполняла обязанности заместителя директора по воспитательной работе. Награждена многочисленными Почётными грамотами, в том числе и Министерства образования Республики Мордовия.

Решила продолжить дело бабушки и мамы моя сестра Татьяна Негоднова. В 1999 году окончив школу с серебряной медалью, она уже знала, кем станет – учителем математики. Её всегда привлекала эта профессия. Ещё в школе, когда учительница объясняла материал, Таня мысленно ставила себя на её место и представляла, как бы повела урок она. Математику любила всегда. Примеры, уравнения, теоремы, доказательства, задачи всегда интересовали её. Она могла часами сидеть над книгами по математике, вбирать то новое, что не изучается в школе. Любила сложные задачи, когда не знала, с какой стороны к ним подойти, но стоило ей найти какую-то «зацепочку», то входила в азарт, и никакие силы не могли её оторвать от интересного решения.

В 1999 году сестра Таня поступила в педагогический институт им М.Е. Евсевьева на физико-математический институт. Училась с большим желанием. Учителем себя почувствовала, когда была впервые на педагогической практике. Она с умилением вспоминает, как многочисленные пары детских глаз доверительно и в тоже время с любопытством смотрели на неё. Сначала было страшновато, потому что волновалась, как дети воспримут её, но уже через несколько минут полностью входила в новую роль – роль учителя. Институт заканчивает с отличием. Таня уже стала мамой и воспитывает двоих детей. Перед декретом она работала в детском садике. Конечно, эта работа близка к работе учителя: также находишься в окружении детей, помогаешь им познавать окружающий мир, но там нет « родной» и любимой математики, поэтому Таня мечтает реализовать себя только в школе.

Профессию учителя можно сравнить с птицей, которая жертвует своей жизнью ради жизни и счастья своих детей. Учитель сродни этой птице – каждый день отдаёт своё тепло и силы ученикам, чтобы у тех выросли крылья. Крылья, на которых можно подняться по лестнице знаний. Нет более благородной и человечней профессии на Земле, чем профессия учителя. Я горжусь, что родные мне люди выбрали этот путь. Я бы хотела идти по их стопам.


Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1310


Проголосовало: 
Рейтинг: 

Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы