Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонка ректора

В.В. Кадакин

Роль педагогического вуза в социально-экономическом развитии региона

В.В. Кадакин

ректор Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

Кадровые потребности современной инновационной экономики разнообразны, но неизменно у истоков их реализации стоит фигура педагога-инноватика. В конечном счете, уровень профессионализма любого работника напрямую зависит от качественного состава педагогических кадров, сосредоточенных в системе образования, от степени их компетентности и трудоспособности. Школа XXI века призвана давать качественное образование, соединяя традиционные методики с современными компьютерными технологиями, с использованием нестандартных программ, электронных учебников, знанием иностранных языков. Ее развитие требует сегодня от педагога инновационного поведения, активного и систематического творчества в профессиональной деятельности. В современной школе должен работать учитель, обладающий компетенциями, позволяющими обеспечить ее преобразование в эффективно функционирующий и развивающийся социальный институт, соответствующий прогрессивным целям развития России.


Анализ состояния, тенденций и проблем развития системы профессионально-педагогического образования и науки региона приводит к выводу о наличии серьезных проблем, наиболее значимыми из которых являются:


- отсутствие действующей системы непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации;


- недостаточная разработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования;


- недостаточное информационное и научно-методическое обеспечение подготовки педагогических кадров;


- монополия региональных институтов развития образования на реализацию программ дополнительного профессионального образования, приводящая к отсутствию у педагогического работника реальной возможности выбора наиболее актуальных и профессионально значимых программ повышения квалификации.


В этой связи подготовка высококвалифицированных педагогических кадров есть краеугольный камень решения проблемы подготовки специалистов для всей инновационной сферы как одной из ключевых стратегических задач, стоящих сейчас перед руководством страны и региона. Процесс профессионального становления будущего педагога должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности. В непростых условиях модернизационных процессов высшим учебным заведениям необходимо идти на шаг впереди школы. Как следствие, возрастает роль в социально-экономическом развитии страны педагогических вузов, в образовательной среде которых формируется и развивается кадровый потенциал системы образования.


Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева – единственный вуз региона, готовящий педагогические кадры для всей системы и всех ступеней образования: дошкольного, начального, среднего, дополнительного, инклюзивного, послевузовского. Развитие научно-образовательного, информационно-технологического, и материально-технического потенциала Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева в последние годы позволило ему занять прочные позиции одного из ведущих образовательных, научных и культурных центров в Республике Мордовия и Приволжском федеральном округе. Доля выпускников института, работающих в системе образования, составляет около 70% от общего количества педагогических кадров региона; в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, социальной сферы выпускники МордГПИ составляют 30 % работающих.


Взятый институтом инновационный курс развития направлен, в первую очередь, на решение задач развития образования в республике, определенных в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года и «Республиканской целевой программой развития образования в Республике Мордовия на 2011–2015 годы»:


– приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда;


– обеспечение инновационного характера развития высшего профессионального педагогического образования;


- обеспечение качества дошкольного, школьного, дополнительного, инклюзивного и профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики республики, современным потребностям личности и общественного развития;


- повышение уровня обученности школьников;


- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг; увеличение удельного веса количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей;


- модернизация системы непрерывного педагогического образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров как инструмента социального развития республики;


- увеличение доли педагогических работников, применяющих инновационные образовательные технологии;


- увеличение удельного веса детей, занимающихся по программам углубленного изучения предметов;


- увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием.


В русле современной концепции развития вузов, основная идея которой заключается во взаимодействии между образованием, научными исследованиями и инновациями, а также с учетом особенностей развития региона, институт в 2010 г. во исполнение Послания Президента РФ Д. А. Медведева выступил с инициативой создания Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО). Создание центра было поддержано Минобрнауки России и Правительством Республики Мордовия. Об этом свидетельствует победа института в конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры учреждений высшего профессионального образования. Сегодня этот Центр представляет собой развитую инновационную инфраструктуру, где функционирует Научно-образовательный комплекс, в состав которого входят 68 образовательных учреждений разного типа; 2 Научно-образовательных и 6 Научно-практических центров; 15 научно-исследовательских и научно-практических лабораторий; «Малая Школьная Академия», которая объединяет 5 учебно-исследовательских школ естественнонаучного, общественно-научного, лингвистического направления; 2 малых инновационных предприятия.


В 2012 году Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева укрепил свои позиции в качестве инновационного научно-образовательного центра подготовки педагогических кадров. По итогам Выездного расширенного заседания Российской академии образования институту присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования. В рамках деятельности Мордовского базового центра педагогического образования пединституту предстоит масштабный эксперимент по апробации одной из возможных моделей развития педагогического образования в России, основанной на консолидации интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов образовательной системы для создания единой высококачественной и высокотехнологичной образовательной среды в регионе.


Превращение МордГПИ в региональный центр педагогического образования позволяет решить еще одну важную задачу, поставленную Правительством республики, - подготовку педагогических кадров для регионов с компактным проживанием мордовского народа. Этому способствует эффективная деятельность института по привлечению выпускников регионов Приволжского федерального округа, прежде всего, с компактным проживанием мордовского народа, для обучения в институте. Данная задача соотносится со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации – содействие соотечественникам в сохранении родного языка, национальной культуры и национальных традиций; повышение роли гуманитарных дисциплин в изучении исторического опыта культурного взаимодействия народов России; профилактика этно-политического и религиозно-политического экстремизма, предупреждение и урегулирование межнациональных конфликтов.


Эффективному социально-экономическому развитию Республики Мордовия способствует подготовка педагогических кадров, владеющих разнопрофильными компетенциями в сфере образовательных, прежде всего дополнительных, услуг. С этой целью институт осуществляет подготовку студентов по совмещенным профилям и дополнительным специальностям и программам. В настоящее время дополнительными образовательными программами охвачено более половины студентов. Вуз сотрудничает с центрами занятости районов региона, внедряя программы переподготовки кадров. На базе института реализуются программы по повышению квалификации педагогических работников общеобразовательных, детских спортивных школ, центров социальной поддержки и эстетического воспитания.


Институт успешно внедряет образовательные программы для подготовки школьников республики к успешной сдаче ЕГЭ и углубленного изучения отдельных предметов, расширяет объем научно-исследовательской работы со школьными учителями.


Интеграция Института в социально-экономическое пространство, образовательную, научную, инновационную структуру региона осуществляется посредством эффективного использования потенциала образовательных субъектов, входящих в состав Научно-образовательного комплекса, обеспечивающего организацию сетевого взаимодействия данных субъектов. Подобная интеграция направлена на создание единой высококачественной и высокотехнологичной образовательной среды региона, объединение профессионально-педагогического сообщества республики на основе взаимных интересов, приобретение уникального регионального опыта (профессионально-педагогического, предметно-содержательного, научно-образовательного). Сотрудники Института исследуют региональные проблемы образования, что позволяет повысить инновационные и образовательные возможности региона.


Одним из направлений работы института в области информатизации является развитие системы электронного обучения, при которой в образовательном процессе используются инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, позволяющих целенаправленно контролировать самостоятельную работу обучающихся и обеспечивающих возможность учиться в удобном для себя месте и по индивидуальному расписанию.


Большое внимание институт уделяет развитию спорта и внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, что позволяет ему, с одной стороны, успешно решать проблему сохранения здоровья своих воспитанников и профессорско-преподавательского состава, а, с другой стороны, превратило его в кузницу спортивных кадров Мордовии и России. Сегодня имена мордовских спортсменов – выпускников педагогического института известны во всем мире. Это – олимпийские чемпионы Алексей Мишин и Валерий Борчин, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр Денис Нижегородов, трехкратный паралимпийский чемпион 2012 г. Евгений Швецов, чемпион мира Сергей Бакулин, чемпионы Всемирной Универсиады 2011 года в Китае Евгений Клещенко, Марина Бесхмельнова, Сергей Демкин и др.


О положительной динамике развития Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева свидетельствуют федеральные проекты, реализуемые в настоящее время.


2010 г. – проект «Центр коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования» признан победителем открытого конкурса Министерства образования и науки РФ по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»).


2011 г. – Программа стратегического развития МордГПИ «Педагогические кадры для инновационной России» на 2012–2016 гг. получила поддержку Министерства образования и науки РФ в рамках конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки РФ.


2012 г. – по итогам заседания на базе МордГПИ Бюро Президиума РАО, посвященного научно-методическим проблемам развития Российского педагогического образования, институту присвоен статус экспериментальной площадки РАО для дальнейшей разработки и проверки модели развития педагогического образования.


2012 г. – победитель в открытом конкурсе по отбору программ развития деятельности студенческих объединений среди высших учебных заведений РФ.


2012 г. – победитель открытого публичного Всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «ВУЗ здорового образа жизни» в номинации «За формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни в вузе посредством творчества и социальной рекламы».


2011 г. – второе место в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди вузов РФ в номинации «Лучший институт России по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов за 2010-2011 учебный год».


2011 г. – присвоен статус «Вуз летней Универсиады 2013» в г. Казань.


2009 г. – победитель Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие в номинации в номинации «Лучшая организация общественного питания в студенческом общежитии (городке)».


2008 г. – победитель Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие в номинации «Лучшее студенческое самоуправление и совместная работа общественных организаций в общежитии (студгородке)».


Богатые научно-образовательные и воспитательные традиции, ориентированные на обеспечение высокой конкурентоспособности института на рынке образовательных услуг и в сферах научной и инновационной деятельности; развитая инновационная инфраструктура, самодостаточный высокий кадровый и научный потенциал, сформированная материально-техническая база способствуют поддержанию вузом инновационного статуса, динамичному развитию его научно-педагогического потенциала, делая его важнейшим звеном в социально-экономической жизни региона. Студенты-выпускники Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева традиционно являются проводниками, поддерживающими общее развитие высоких технологий, что, в конечном счете, позитивно сказывается на инновационном микроклимате Мордовии.


Таким образом, МордГПИ сегодня выполняет приоритетный социальный заказ региона – обеспечение высококвалифицированными и креативными учителями, способными предоставить учащимся качественно новый уровень образования, позволяющий формировать из выпускников школ кадровый резерв для дата-центра, технопарка, наукоемких инновационных предприятий.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 1044


Возврат к списку

 
написать комментарий
*Имя *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
 

Из жизни школ

28/09/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

День знаний 2016г.

28/09/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

День района

14/07/2016 МОУ ДОД "ДЮСШ - Рузаевка"

Рузаевские тяжелоатлеты - лучшие в России

17/05/2016 МОУ ДОД "ДЮСШ - Рузаевка"

Спортивный праздник в рамках акции "Телефон доверия"

25/04/2016 МОУ ДОД "ЦЭВ Тяштеня - Рузаевка"

V республиканский хореографический конкурс «Танцевальная гармония».

20/10/2016 МОУДОД «ДМШ №2»

Праздничный вечер "Посвящение в юные музыканты"

21/03/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Мероприятия посвященные 2 годовщине возвращения Крыма

16/03/2016 МОУДОД «ДШИ №3»

Отчетный концерт и художественная выставка МБУДО "Детская школа искусств № 3"

04/03/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

концерт

16/02/2016 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Урок мужества

20/12/2015 МОУ "Стрелецко-Слободская ООШ - Рузаевка"

Конкурс новогодних рисунков "Зимняя сказка"

Подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта

Подробнее

Аллея славы

Конкурс стихов к 70-летию Великой ОтечествеНной Войны Сабина Касимова
Касимова Сабина -ученица 5 класса стала абсолютным победителем конкурса чтецов,посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Муниципальный этап Всероссийской школьной олимпиады по биологии Елена Матявина
Призер муниципального этапа олимпиады по биологии
Конкурс кабинетов родного языка Наиля Башмакова
В марте 2012 года в Саранске проходил конкурс кабинетов родного языка.В этом конкурсе принимала участие учитель нашей школы Башмакова Наиля Идрисовна. Она достойно представила нашу школу и свой кабинет. Судьи конкурса высоко оценили ее работу.Наиля
Олимпиада по родному татарскому языку Регина Башмакова
Башмакова Регина-призер районной олимпиады по родному татарскому языку. Руководитель-учитель родного языка Башмакова Наиля Идрисовна.
Олимпиада по родному мокшанскому языку Марина Дивеева
Дивеева Марина-призер районной олимпиады по родному мокшанскому языку. Руководитель-учитель родного языка Родионова Татьяна Ивановна.
День учителя Прасковья Кулясова
Кулясова Прасковья Трофимовна-учитель начальных классов награждена нагрудным знаком "Почетный работник образования"