Данные по учащимся
за 2015 - 2016 гг.
не представлены

О школе

История школы Нормативные документы Администрация школы Педагогический состав Творческие коллективы Попечительский совет Награды и наши достижения Выпускники – гордость школы Школьные кабинеты Контакты

Отделения и специальности

Фортепианное отделение Струнно-народное отделение Теоретико-хоровое отделение Живописное отделение Декоративно-прикладное отделение Мультимедиа        

Воспитанникам и родителям

Правила поведения в школе Прием в школу Условия обучения Учебный план Расписание групповых занятий Зачеты, прослушивания, экзамены Конкурсы, олимпиады, фестивали Дополнительные материалы Учителя в Интернете Видео

Новости школы

"У истоков времен" (культура и образование)

25.10.2013   Просмотров: 436
Культура и образование    
         Современный учебно-воспитательный процесс в детской  школе искусств уже трудно представить без музейной педагогики, которая является практической деятельностью дополнительного образования.
Термин «музейная педагогика» определяет дисциплину истории искусств, музееведение. В содержание музейной педагогики входит передача культурного опыта, развитие исторического познания через педагогическую деятельность в условиях музейной среды. Сегодня каждый учитель убежден, что музей создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности.

25.октября 2013 г.  учащиеся детской школы искусств №8 прикладного и живописного отделения во время занятия по истории искусств посетили уникальную выставку из Санкт-Петербурга: «ЕГИПЕТСКИЕ МУМИИ. У ИСТОКОВ ВРЕМЕН», которая проходила в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее имени И.Д. Воронина. 
  
Тема урока: "Египет".   

Место проведения:
- Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина.
Урок музейной педагогики проводят:
-  научный сотрудник экскурсовод данной выставки и  преподаватель по истории искусств детской школы искусств № 8 Зубарева Л.В. с учащимися в количестве 10 человек.
 
Нетрадиционная форма урока: урок-диалог, музейная экскурсия.

Цель урока музейной педагогики: – ознакомление учащихся с культурой древнего Египта.
Задачи:
- формировать интерес к предмету истории искусств через музейные экспонаты; 
- формировать представление о Египетском искусстве как части культуры,  его особенностях и видах;
- Развивать и систематизировать знания по заданной теме;
- воспитать культуру общения.

Дидактический материал:
- Видеофильм о древнем Египте;
- Брошюрки гороскопа древнего Египта.
На экспозиции выставки были  представлены копии реальных забальзамированных тел, которые находятся в разных музеях мира.
Всем известно, что у древних египтян таинство мумификации, по сути – смерть человека, была близко связана с роскошью и блеском. На данной выставке нам представилась возможность в этом убедиться.
Учащиеся просмотрели фильм, где увидели, как хоронили древних египтян в то время, когда еще не было фараонов

Учащиеся постигли секреты мумификации египетским жрецом в маске Бога Анубиса 

«Например, жрец в маске бога Анубиса - покровителя мумификации, изображался как человек с головой волка или шакала. Он вскрывал полость тела усопшего, извлекал внутренние органы, которые складывались в специальные сосуды – «канопы» 

Сердце никогда не извлекалось, оно навсегда оставалось вместе с человеком». 

- директор выставки Светлана Кобрина, рассказала  о опасных стражах, стерегущих несметные сокровища. Учащиеся увидели роскошные украшения, которые носили великие царицы много веков назад 
 
 Учащиеся ознакомились с экспонатом захоронения фараона Сети I, который покоится в золотом саркофаге в окружении многочисленных слуг потустороннего мира – ушебти
Ознакомились с гороскопом Древнего Египта, где каждый смог найти своего Бога-покровителя

Посмотрели фильм-экскурсию 

По словам организаторов, привезти на выставку реальные мумии просто невозможно. Слишком они хрупкие: при транспортировке могут рассыпаться. Зато представленные аналоги дают отличную возможность познакомиться с усопшими фараонами и стражами, охраняющими роскошные украшения.
 «Художники, которые работали над проектом выставки, тесно связаны с научными сотрудниками Эрмитажа. Организаторы специально приглашали египтологов из египетского зала, чтобы они смогли оценить качество работ экспонатов» - отметила директор Светлана Кобрина.
        Таким образом, на нетрадиционном уроке музейной педагогики по теме  «Египет», учащиеся ознакомились зрительно с египетскими мумиями, (книгой мертвых), что способствовало получению дополнительных знаний по истории искусств  древнего Египта.
Сегодня каждый учитель убежден, что музей создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. Этот подход к музею как своего рода модели многомерного мира привлекает учителя, который хочет сотрудничать с музеем, но очень часто не знает, как это сделать. Вот почему была предпринята попытка подготовить «потенциального союзника», а ее осуществление началось в сентябре 2002 года с первого занятия спецкурса «Музейная педагогика». Чтобы наши ученики стали активными участниками диалога, учитель сам должен овладеть таким ключевым понятием, как «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация». Важно, какую позицию займет учитель: позицию воспринимающего (слушателя, зрителя, посетителя) или позицию творца (организатор и генератор идей). Музейное образование – не самоцель, не овладение терминологией музееведения, а формирование художественно-практической компетентности, активизация образовательной деятельности.
Программа спецкурса «Музейная педагогика» рассчитана на два года: в первый год обучения больше рассматривает теоретических вопросов, а в последующий год теория и практика находятся в равном отношении.
Программа предлагает несколько нетрадиционных форм партнерства: 

1.Экскурсия – исследование. 
Например: «Первобытная культура нашего края» предлагает провести палеонтологические исследования (выступить геологом и палеонтологом и обнаружить в игровом пространстве ископаемые, исследовать их и отнести к определенной эпохе).

Экскурсия – творческий отчет.
Например: итоговое занятие по теме «Культура первобытнообщинного периода» предлагается провести в отделе природы, а в качестве творческого задания (после экскурсии Рыкуновой И.И. в археологическом отделе края) предлагается определить культурные отщепы и необработанные природные материалы.

Экскурсия-практикум.
 Например: одно из занятий по теме «Русская культура средневековья» предлагается провести в экспозиции «Купечество Рыбинска», где интерьер и архитектура музейного произведения вызывает прямые ассоциации с культурой Средневековья (витражи, предметы духовности). Гуляева Н.А. знакомит с историей старой книги, а затем предлагает учащимся прочитать фрагменты текстов из этих книг и перевести их на современный русский язык.

Экскурсия-зачет.
 Например: по теме «Романтизм в искусстве». Учащиеся демонстрируют свои знания, определяя черты романтизма в произведениях живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства. Занятие проходит в картинной галерее музея под руководством Овсянникова С.Н.

2.Лектории (в этом году возобновил свою работу лекторий «Духовные страницы рыбинского края»).  

3.Лекции-концерты (совместно с филармонией).

4.Лекции-беседы.
  Современная педагогическая наука на первый план выдвигает не педагогику знаний, умений и навыков, а педагогику развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. Таким образом, мастерство педагога заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательно-творческую деятельность школьников, используя все формы и методы. Опыт сотрудничества с музеем показал, что наиболее эффективной моделью приобщения к искусству, культуре являются музейно-педагогические программы.
   Программно-предметная музейная педагогика – новый путь взаимодействия музея и школы, пришедший на смену традиционной просветительской работе музеев в пространстве школы, охарактеризованной Б. Столяровым как «точечно-рассеянное». «Такое взаимодействие можно охарактеризовать как ТОЧЕЧНО-РАССЕЯННОЕ: точечное – имея в виду его пространственно-временную локальность; рассеянное – отмечая отсутствие строго определенного для него места в школьном образовательном процессе».
  Учебная программа обладает всеми чертами образовательной программы и способствует развитию интереса к мировой художественной культуре как учебной дисциплине. Занятия проводят только в музейном пространстве, и это не проформа, а залог, условие того, что каждый ученик может получить необходимый опыт для осознанной, самостоятельной ориентации в ценностном поле искусства. Музейное пространство создает при этом и интеллектуальную базу для разговора об искусстве.
 Модель занятия можно представить в виде трех взаимно переплетающихся колец.
«Первое кольцо» - общешкольные основы построения урока. Оно ответственно за вхождение в тему, погружение в эпоху.
«Второе кольцо» - методический арсенал школьной дисциплины (мировая художественная культура). Оно «ответственно» за успешное освоение учащимися гуманитарного и творческого компонентов музейно-педагогического предмета.
«Третье кольцо» - собственно музейное методическое оснащение учебного процесса, формирующегося внутри музейной коммуникации. Третье кольцо «ответственно» за реализацию музейной специфики приобщения учащихся к культуре (см. схему «Модель музейного занятия»).
    В соответствии с «первым кольцом» музейно-педагогической методики предполагается повторить, закрепить, обобщить домашнее задание. Работа ориентированна, прежде всего, на устную форму.
  


Возврат к списку