Данные по учащимся
за 2015 - 2016 гг.
не представлены

О школе

История школы Нормативные документы Администрация школы Педагогический состав Творческие коллективы Попечительский совет Награды и наши достижения Выпускники – гордость школы Школьные кабинеты Контакты

Отделения и специальности

Фортепианное отделение Струнно-народное отделение Теоретико-хоровое отделение Живописное отделение Декоративно-прикладное отделение Мультимедиа        

Воспитанникам и родителям

Правила поведения в школе Прием в школу Условия обучения Учебный план Расписание групповых занятий Зачеты, прослушивания, экзамены Конкурсы, олимпиады, фестивали Дополнительные материалы Учителя в Интернете Видео

Дополнительные материалы

Методика развития творческих способностей. Оптимальное концертное состояние. (По Петрушину В.М.)
12.02.2012  | Автор: Корнилова В.А.  Загрузить
Методика развития творческих способностей.
Оптимальное концертное состояние. (По Петрушину В.М.)
       Как наука музыкальная психология зародилась еще в античности
Например Пифагор в учении об эвритмии говорил о способности человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах .Также от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль. По свидетельству учеников Пифагора им были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния, душевных язв , раздражения , гнева и других душевных недугов. Одним из самых известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение им некого разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом своей неверной возлюбленной. Он приказал находившемуся неподалеку флейтисту сыграть мелодию в дорийском ладу, чем и успокоил клокотавшую страсть юноши. По мнению другого греческого философа Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное чувство. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразно им самим. Аристотель разработал в своих трудах учение об Мемфисе,  в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия    на него при помощи искусства. В связи с этим была разработана теория катарсиса. Согласно, которой, в душ слушателей происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, если человек страдает от какого-либо недуга, он обособляется и живет только своими эмоциями и чувствами. Пои слушании или исполнении некоторых созвучных ему мелодий ,в результате, глубокого сопереживания он очищается от аффекта. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем и до нашего  времени, разумеется , при   наличии самых разнообразных конкретных методических приемов, ведущих к нравственному  и психическому здоровью. Аристотель же подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Например, музыка, звучащая в дорийском ладу оказывает уравновешивающее воздействие на психику человека, он называет его мужественным и серьезным.  Фригийский лад воспринимается им как неуравновешенный и возбуждающий. Лидийский - как жалобный и размягчающий.Также влияние музыки исполняемой на гобое (авлосе,) , флейте, бубнах ,тимпанах- как возбуждающая и в противовес такие инструменты ставились как струнные (кифары, лиры, наблы) . Также при заболевании пациентов инфекциями простудного характера предписывалось при приеме лекарств слушать песнопения со спокойным ритмом и повторяющимися фразами. В средние века исследовалось влияние музыки в зависимости от темперамента человека Меланхолики любят серьезную  не прерывающуюся грустную гармонию. сангвиники благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем .К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики ,у которых танцы приводят к сильному выбросу желчи   . Научная же музыкальная психология берет свое начало у немецкого естество –испытателя   Гельмгольца который разработал резонансную теорию слуха, согласно которой слуховые ощущения возникают в нас благодаря,  резонированию внутренних органов слуха в ответ на внешние воздействия.   Так же   уже в 19 веке появились идеи о том , что с одного физического признака звука частоты его колебаний – изменяются одновременно 2 психологических признака звука – его тембр и высота.    В 2 0 веке в рамках гельштат психологии разработали такие понятия как представления о целосности, образности. Структурной организованности, константности, то есть у слушателя восприятия музыки
является  активным процессом    работающем       по  принципу опережающего отражения ,то есть он строит гипотезу продолжения  
музыкальной мысли. .исходя из общих принципов построения целого и если звучащая          музыка соответствует его внутреннему представлению ,..то   слушатель  чувствует себя комфортно . если нет то возникает  чувство тревоги                            одним из важных выводов современных психологов таких как Теплов , Ганслин  и др. явилось положение о том .что во всей глубине и  содержательности он возможно только в контексте других . выходящих за пределы  средств познания .Мир музыкальных образов не может быть до конца понят сам из себя. Поэтому для того , чтобы понять музыкальное произведение, правильно его воспринять и хорошо исполнить ,нужно интересоваться тем временем в котором жил  композитор и каковы были его взгляды на жизнь, отношение к людям к искусству. При создании произведения какие эмоции владели композитором (восхищение, негодование ,печаль ,страдание, гнев и  т.д.)  Но восприятие – это не только пассивный отклик, это – вкладывание своего личного опыта в активное восприятие произведения. Сейчас существует несколько направлений музыкальной психологии. Это: 1.Психология музыкально-исполнительной деятельности. Сюда же примыкает задача психологической подготовки музыканта к выступлению. Принципы преодоления им излишнего эстрадного волнения, которое причиняет много страданий начинающим свой путь профессиональным музыкантам. 2. Психология музыкально-творческой деятельности. 3. Музыкальная педагогика. Диагностика раннего развития музыкальных способностей. Определение их в настоящее время в основном идёт по линии проверки точности музыкального слуха,  объёма музыкальной памяти и чувства ритма. И здесь мы говорим о природных задатках, потому что соответствующие способности появляются только после какого-то определённого периода обучения. Но для того, чтобы избрать своей профессией музыку, мало иметь только хорошие исходные природные данные. Не меньшее значение, а, может быть, даже и большее, здесь приобретает наличие особых свойств характера, которые ведут музыканта к успеху. Помимо чисто музыкальных способностей при выборе музыкальной профессии надо учитывать и склад характера и особенности мышления. Если ребёнок любит уединение, то ему будет сложно выступать публично, а если наоборот, ребёнок любит красоваться и хвастаться своими успехами, производить на других впечатление, то вряд ли он будет усидчив при выполнении длительных домашних заданий. Важным разделом музыкальной психологии является психология музыкального обучения и воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии тесно связана с музыкальной педагогикой,  которая, исходя из рекомендаций психологии находит наиболее точные методы работы с учениками. Например развитие точных и координированных движений могут быть достигнуты только при опоре на знания в области психологии. А успех педагога в развитии у своих учеников памяти сильно возрастает после использования специальных знаний по психологии. Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, поэтому чем значительней масштаб  личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника .Это и профессиональные знания и навыки, мера человеческого  такта в поведении, это и любовь и уважение ученика к учителю через которые приходит любовь к тому предмету который преподает учитель. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом . Постоянный поиск, изучение различных течений в педагогике, знание как формировать творческое мышление учащегося. Все это  отличает хорошего педагога. При разработке методов преподавания так же стоит учитывать не только индивидуальные особенности учащихся, но также и свои сильные и слабые стороны. Процесс обучения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь  3 вида – диалогичесский,. авторитарный стиль и конформный. Также при общении учитель- ученик взаимодействие может быть предметно –ролевым и межличностным .Для формирования творческого начала нужно исходить из 1)  признание за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности.2)  Построение воспитательной работы на поощрение и стимулирование ,а не на угрозе наказания. 3)  Стремление формировать высокую самооценку и веру в свои силы ,для чего исключаются насмешки -унижающие ребенка, замечания, раздражительность ,нетерпимость.    4)  Успехи одних не ставят в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу   5)    умением педагога проектировать завтрашнюю  личность своего ученика  на основе имеющихся у него задатков. Также важна мотивация у ребенка  (стремление к успеху ,избегания неудач)- это зависит от воспитания в семье. Есть специальные методики для формирования мотивации для достижения цели.      1)   Самоанализ. Описание себя. Свое окружение и те отношения .в которые они вступали с этим окружением. Надо выявить свои сильные и слабые стороны в решении тех или иных дел.2)   Постановка перспективных целей, которые необходимо достичь.   3)  Обдумывание средств, при помощи которых цели могут быть достигнуты.4)                                   Для детей—сочинение тематических рассказов на основе проективных картинок- текстов,  в  которых их герой пытался бы достичь некоторой цели и старался какое-нибудь дело лучше , чем он это делал раньше. Также немаловажную роль  в обучении музыкальной деятельности играет как удачно или не удачно может выступать ученик на сцене. Это
называется оптимально концертным состоянием.
Методы  овладения оптимально концертным состоянием  (О.К.С.) по Петрушину В. М.
Как  и любое выступление - это состояние рассматривается по трем важнейшим параметрам
1.   физическому,  2.  эмоциональному  3.  умственному----  два последних представляют собой психологическую подготовку.
1 Психологическая адаптация к  ситуации публичного выступления.
А)  Первый этап (аутогенная тренировка)  расслабление мышц тела при помощи образных представлений.
Б) Второй этап – представление сцены зала аудитории  комиссии мысленно и внушение хорошей игры(  тренинги прилагаются )
В) Игра перед воображаемой аудиторией (игрушки кто-то из домашних соученики0
Г)Медитативное погружение 9 здесь и сейчас –гештальт терапия ) фиксация внимания на двигательных ощущениях, на свободе движений, проверить есть ли зажимы в мышцах.
Один из способов проверить это сольфеджирование, затем пение  с проигрыванием ,и пение с мысленным проигрыванием.
Д) Обыгрывание ( надо это делать как можно более часто и достичь того чтобы трудное стало привычным ,привычное легким ,а легкое приятным.
Е)Также проигрывание может идти в медленном темпе и все на РР  так усиливается контроль над  концентрацией внимания.
Ж)Ролевая подготовка .Мы легко можем войти в роль любого человека (по системе Станиславского) в психотерапии этот прием называется имаго- терапия (волшебная сила искусства)
ТРЕНИНГ

Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и непринужденные движения я  играю, как ……….. Мне нравится играть при большом стечении публики Я получаю огромное удовольствие от своей игры

УПРАЖНЕНИЯ     ДЛЯ  ДОВЕДЕНИЯ      ПРОГРАММЫ  И  СВОЕГО   СОСТОЯНИЯ ДО  КОНЦЕРТНОГО  УРОВНЯ.


1. ЗАВЯЗАТЬ  ГЛАЗА И В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ  С УСТАНОВКОЙ НА БЕЗОШИБОЧНУЮ ИГРУ СЫГРАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
2. ИГРА С ПОМЕХАМИ (НАПРИМЕР, С РАДИО)
3. В МОМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРОИЗНОСИТ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЕ СЛОВО  ОШИБКА
4 СДЕЛАТЬ НЕСКОЛЬКО ПОВОРОТОВ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ, А ЗАТЕМ НАЧАТЬ ИГРАТЬ ПРОГРАММУ.
5 ВЫПОЛНИТЬ 20 ПРЫЖКОВ ИЛИ 10 ПРИСЕДАНИЙ, А ПОТОМ НАЧИНАТЬ ИГРАТЬ.
6 ВЫЯВЛЕННЕ ОШИБКИ ТЩАТЕЛЬНО УБИРАЮТСЯ В СРЕДНЕМ  ТЕМПЕ, ХОРОШИМ ТУШЕ.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ       КОМПОНЕНТ
1  ЧАСТОТА ПУЛЬСА САМОЕ ОПТИМАЛЬНОЕ 75-80 УДАРОВ В МИНУТУ.ЕСЛИ ПУЛЬС ВЫШЕ ,ТО С ПОМОЩЬЮ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЫХАНИЯ СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ ПРИВОДИТСЯ К НОРМЕ.
2  ОЩУЩЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОДЪЕМАДОЛЖНО ВЫЗЫВАТЬ РАДОСТЬ ОТ ПРЕДСТОЯЩЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ,ЖЕЛАНИЕ ИГРАТЬ ДЛЯ ДРУГИХ И ПРИНОСИТЬ СВОИМ ИСКУССТВОМ РАДАСТЬ.
О.К.С.---- ПРОТИВОСТОИТ ТАКЖЕ  ЭСТРАДНАЯ ЛИХОРАДКА И АПАТИЯ.
1  МОЖЕТ ПОМОЧЬ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА САМООТЧЕТА(КАК Я СЕБЯ ЧУВСТВОВАЛ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ,ДО НЕГО И ПОСЛЕ НЕГО)
2  СДЕЛАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫМИ.


        Список литературы
1.    В.И. Петрушин « Музыкальная психология»;-М., «Владос», 1999.
2.    А.Н. Лук «Психология творчества» М., Наука. 1980.
3.    Б.М. Теплов «Психология  музыкальных способностей» М.,Наука.1947.



Автор статьи: психолог, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано Корнилова В.А..
 Просмотров: 2042

Возврат к списку