Учащихся...................................

Первоклассников....................

Выпускников .............................

496

104

56

О школе

История школы Нормативные документы Администрация школы Педагогический состав Творческие коллективы Наши достижения Награды Выпускники – гордость школы Школьные кабинеты Контакты

Отделения и специальности

Отделение фортепиано Отделение народных инструментов Отделение ансамбля, аккомпанемента и общего фортепиано Вокально-хоровое отделение Теоретическое отделение Отделение струнно-смычковых инструментов Отделение эстрадно-духовых инструментов      

Воспитанникам и родителям

Правила поведения в школе Прием в школу Условия обучения Учебный план Расписание групповых занятий Зачеты, прослушивания, экзамены Конкурсы, олимпиады, фестивали Дополнительные материалы Учителя в Интернете Видео

Дополнительные материалы

Методическая разработка
14.02.2013  | Автор: Борисова Г.М.  | Предмет: Фортепиано  | Класс: Старшие и младшие классы  Загрузить

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

(методические разработки)

«Песни без слов» Мендельсона – замечательный

музыкальный материал для воспитания слуха и

приобретение пианистических навыков,

необходимых для овладения многоплановой

палитрой в исполнении ….» Е.Ф. Гнесина

«Песни без слов» занимают значительное место в фортепианном наследии Феликса Мендельсона, представляя собой классические образы миниатюр романтического стиля. Всего композитор написал 48 песен.

В «Песнях» отразились стремления художников-романтиков запечатлеть богатый мир эмоциональных состояний человеческой души. Лирико-психологическое содержание потребовали от исполнителей нового стиля, определяющим в котором становится высокая требовательность к качеству звукоизвлечения и к эмоциональной выразительности фортепианного звучания.

«Песни без слов» разнообразны по своему характеру. Тонкие элегические настроения, мягкая и светлая музыка, иногда насыщенная элементами драматизма, временами – танцевальность, скерцозность – все это составляет основное содержание «Песни».

Музыка «Песни» быстро и легко запоминается, хорошо «Укладывается в пальцы». Педагогу важно уметь ярко и образно раскрыть характерт разучиваемой «Песни», вызвать в учащемся эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение.

Для того чтобы охарактеризовать различные особенности «Песни без слов», представляется целесообразным разделить их на несколько групп: песни-романсы, хоровые песни, песни с ярко выраженным программным элементом (жанровые сценки), песни, имеющие черты скерцозности. Для детских музыкальных школ рекомендованы «Песни» под номерами: 1,4,6,9,45. Они представляют все названные группы «Песен».

Песни №1, №6 – песни-романсы. В них чрезвычайно ярко выражена одна из характерных сторон фортепианного стиля «песен» - стремление к певучему звучанию инструмента. Это пьесы кантиленного характера, которые создают превосходную школу «пения на фортепиано».

Песня №6 – представляет собой миниатюрную жанровую сценку. В ней настолько ощутим программный элемент, что ей было дано название «Песня венецианского гондольера».

Песни №4, №9 – напоминают несложные переложения для фортепиано тех хоровых песен, которые широко бытовали во всевозможных певческих союзах, обществах, академиях. Им свойственно идущее от хорала четырехголосие, звучащее от начала до конца пьесы. В них мелодическая линия более спокойна, плавна; скачки, волнения - встречаются сравнительно реже.

Песня №45 – песня оживленного характера, имеющая черты скерцозности. Ей присущ быстрый темп, острые ритмы, стремительное развитие музыкальной мысли.

«Песни» требуют от исполнителей широкого диапазона средств выразительности и умения передать в звуках разные оттенки мыслей и чувств. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть «Песни без слов» Ф.Мендельсона в различных аспектах, уделив внимание фортепианному звуку и фортепианной фактуре. При разборе каждой пьесы даются методические советы, связанные с проблемами звукозвучания, аппликатуры, педализации. Одной из важных проблем является обогащение интерпретации музыкального произведения поэтическими образами художественной литературы. Подсказ поэтических образов со стороны педагога очень помогает ученику, особенно тому, у кого недостаточно развито музыкальное воображение. В работе предложены стихотворные строчки, взятые из романтической поэзии XIX века.

«Мы никогда не должны забывать, что вся музыка возникла из пения. Выразительные возможности, красивая одухотворенность голоса всегда должны служить образцом и для инструменталистов».

Э. Фишер

«Первое важнейшее условие – это понимание и сопереживание ее (мелодии) интонационного смысла. Интонационная содержательность – одно из отличительных свойств и главных достоинств русской исполнительской традиции. Думается, что забота о сохранении этого качества должна быть предметом неусыпного внимания педагогов и исполнителей, начиная с ранних этапов озвучания и кончая концертной эстрадой»

Г.М. Коган

«Песня №1» - В ней господствует светлый колорит ми-мажорной тональности; музыка развивается неторопливо, передает состояние покоя, умиротворения. Песенность пронизывает пьесу от начала до конца, она характеризует ее содержание и обуславливает задачи исполнителя. Выразительное и задумчивое «пение на фортепиано» должно лежать в основе исполнительского замысла пьесы (Ф.Мендельсон подчеркивает это специальной ремаркой КАНТАБИЛЕ).

Темп «Песни» - АНДАНТЕ/КОН/МОТО. Следует предостеречь учащихся от торопливого движения, которое исказило бы содержание пьесы, отразилось на плавности исполнения и внесло чуждый этой музыке элемент суеты. В то же время не следует растягивать темп, что приводит к статичности исполнения.

Фортепианная «партитура» пьесы состоит из трех звуковых линий, которые дополняя друг друга, образуют единое целое. Глубокие и мягкие басы являются фундаментом арпеджированным гармониям, над которыми «парит» светлая певучая мелодия. Она наполнена теплом и покоем. Выразительность мелодической линии достигается погружением пальца в клавишу.

Аппликатура, связанная с подменой пальцев на одной клавише, может способствовать протяженности звучания.


Группетто в такте 5 советуем исполнять легкими пальцами с оттяжкой на третьей четверти такта. Обращаем внимание на такты 8-9, где исполнитель должен легко передать задуманное композитором противопоставление интонации мотива – зона на ФОРТЕ и ПИАНО и вторящего ему басового голоса.

Своеобразная фразировка «Песни» связана с подчеркиванием слабой (четвертной) доли такта. Нежелательно «придыхание» перед акцентируемой нотой, что может придать исполнителю излишнюю чувствительность.

Арпеджированные фигурации исполняются легким, поглаживающим прикосновением. Первый, второй и третий пальцы должны быть свободными и располагаться возможно ближе к клавишам. Важно выработать ровность исполнения шестнадцатых, «бесшовные» переходы из одной руки в другую (на начальном этапе целесообразно поработать над средним голосом, отделив его от мелодии и баса).

Басовые ноты берутся естественным погружением пальцев в клавишу при небольшом наклоне руки в сторону нижнего голоса. В тактах 12-14 и 42-44 советуем подчеркнуть басовую линию небольшим ТЕНУТО каждой четверти.

Педализация «песни» может способствовать созданию мягкого, певучего колорита, ощущению спокойного, ритмичного движения музыки. Педаль нажимается неглубоко и меняется, практически на каждую четверть.

Песня №1

Я кольца, и броши, и радость твою

Из песен и лунных лучей откую.

Для нас я воздвигну волшебный покой

Из зелени леса и сини морской.

Я дом уберу, приготовлю еду,

А ты над рекою в прекрасном саду

Постелешь постель и ногою босой

Коснешься травинок, умытых росой.

И будет нам петь голубая вода,

Как, может, не пела еще никогда.

И станет нам наша обитель родней,

Зовущих уйти придорожных огней».

(Роберт Луис Стивенсон «Романс»)

«Песня №4» – пример светлой, умиротворенной лирики Ф.Мендельсона – способствует развитию гармонического мышления учащихся, а также навыков певучей игры. «Песня» начинается небольшим вступлением импровизационного характера, в котором содержится интонационное зерно будущей мелодии. Ее спокойное движение поддерживается сопровождающими голосами. Фактура же пьесы в целом приближается к аккордовому многоголосию хоровых песен, требует строгой полифоничности звучания, ясности произнесения каждого из голосов, складывающихся в аккордовый комплекс.


Для этого требуется извлечь все звуки аккорда одновременно, ощущая место каждого пальца в аккорде. Крепость свода руки поможет слитности звучания, если при этом постараться ощутить каждым пальцем дно клавиатуры, «подобно тому, как при ходьбе мы ощущаем почву под ногами, но не вдавливаем ее» (К.Н. Игумнов). Не следует заботиться о преимуществе в силе звучания верхнего голоса относительно всех остальных; излишнее давление на него может исказить стройную, звуковую картину.

Мелодия этой пьесы складывается из песенных и речевых интонаций, сообщающих ей характер лирического повествования, рассказа. В связи с этим тщательного осмысления требуют мелкие артикуляционные лиги, обозначающие разделение мелодической линии на мотивы - «слова», которые затем складываются в «предложения» - фразы. Каждая фраза «говорит» такое ясное понимание музыкальной речи, способствует большей выразительности игры.

Между тем, мелкие лиги не должны дробить исполнение; представляется целесообразным пропеть первый четырех-такт, чтобы лучше определить моменты естественного дыхания и сохранить авторскую фразировку, попытаться представить построение целиком (см. пример). В небольшой средней части (т. 13-20) появление мерно пульсирующих восьмых в среднем голосе придают ей характер напряженности, настойчивости. Одновременно привлекает к себе внимание басовый голос, которому можно придать относительную самостоятельность, расслоив тем самым фактуру на 3 звучащие линии.

Пьеса завершается постлюдией, которой можно придать более умиротворенный, по сравнению с началом, характер. Музыка как бы постепенно истаивает.

«Песня №6» – «Песня венецианского гондольера» - принадлежит к числу наиболее известных и часто используется в педагогическом репертуаре. Простота и доступность изложения материала сочетаются здесь с проникновенным лиризмом, теплотой и искренностью высказывания. От этой музыки веет очарованием итальянского пейзажа. Ночь, плавно скользит по воде лодка, и на фоне тихого плеска волн слышится печальная песня гондольера.

Уже первые такты мерно покачивающегося аккомпанемента вводят нас в атмосферу, наполненную глубоким покоем, отрешенностью от всего будничного.

Спокойный, равномерно покачивающийся аккомпанемент этой «Песни» напоминает плавное движение тихо дремлющих волн; этот непрерывный внутренний ритм – основной стержень «Песни». Указанный автором штрих сохраняется на протяжении почти всей пьесы.


Выявлению выразительных красок сопровождения поможет ритмично выполняемый пианистический прием – мягкое «Погружение» руки на сильную долю и легкое отталкивание со слабых долей.

При работе над мелодией следует учитывать, что это своеобразный вокальный дуэт. Нужно услышать два голоса с некоторым преимуществом верхнего.

С т.26 характер музыки несколько меняется: выразительное КАНТАБИЛЕ сменяется мягким НОН ЛЕГАТО. Это уже дуэт двух инструментов, может быть гитары и мандолины. Пальцы должны быть здесь собранными и точными, а кисть – легкой и гибкой. Учащиеся часто в этом эпизоде склонны замедлять движение, что приводит к рыхлости формы. Небольшое темповое оживление поможет избежать ошибок.

Основная тема возвращается в репризе. Несколько измененная фразировка делает ее еще более печальной. В отдалении звучащие октавы постепенно тормозят движение, не дают мелодии развернуться, останавливают ее, отголоском пианиссимо звучит интонация вступления. Музыка постепенно замирает, оставляя одиноко звучащей последнюю квинту.

Интересны высказывания известного советского педагога В.К.Листовой по поводу пьес баркарольного характера, в частности о «Песни без слов» №6: «Нельзя не напомнить, что лодка гондольера идет все время на одном весле. Гондольер отталкивается им то справа, то слева, и лодка скользит по воде, оставляя зигзагообразный след. Отсюда энергия в начале такта, что выражается в активности баса, но не менее важна и общая организация ритма сопровождения, с облегчением последней доли такта» (13).

Важная роль в поиске необходимой звуко-колористической среды в «Песне» принадлежит педали; возможно использование «густой» запаздывающей педали.

Песня №6

Поверхностью морей отражена,

Богатая Венеция почила,

Сырой туман дымился и луна

Высокие твердыни осребрила.

Чуть виден бег далекого ветрила,

Студеная вечерняя волна

Едва шумит под веслами гондолы

И повторяет звуки баркаролы»

(М.Ю. Лермонтов «Венеция»)

«Песня №9» – также, как и «Песня №4» принадлежит к типу хоровых песен. Вокальность мелодических интонаций, выразительность и логическая легкость гармонических последований, устойчивая повторяемость ритмических оборотов делают «Песню» легко доступной пониманию учащихся.

Атмосфера величавости, значительности создается во многом благодаря господству утвердительных интонаций, устремленности фразы к сильной доле, пунктирному ритму, аккордовой фактуре.

Из всех голосов фактуры пьесы наиболее развитым является мелодия; она изложена в верхнем голосе и как бы «парит» над размеренной поступью аккордного сопровождения, голоса же, образующие это сопровождение остаются малоподвижными:


Каждый звук мелодии, каждый соответствующий ему аккордовый комплекс требует мягкой округлости звучания, певучести. Пальцы исполнителя, подобно стройным колоннам, удерживают вес руки, который плавно переносится с одного аккорда на другой. Наполненный, опертый звук достигается максимальным «погружением» пальцев в клавишу, при этом важно сохранить ощущение «эластичной опорности» в кончиках пальцев. Следует остерегаться излишнего давления на клавиатуру, что отрицательно сказывается на качестве звучания, приводит к зажатости и скованности всей руки.

Для создания большей протяженности звучания нужно постараться удерживать аккорд пальцами максимально долго (особенно это касается аккордов длительностью в четверть и более). Осмысленности исполнения во многом способствует танцевальное выполнение мелких артикуляционных лиг и штрихов, а также определение качественной разницы в интонировании тесных и широких интервалов.

«Песня №45» - Господствующая здесь поэтически тонкая, «воздушная» скерцозность уводит нас в мир фантастики, сказки. По жанру пьеса напоминает тарантеллу с ее зажигательным ритмом, импульсивностью. Звучание фортепиано приобретает специфический инструментальный колорит, можно представить, что пьеса исполняется струнным пиццикато.

Одна из важных исполнительских задач «песни» заключается в создании необходимой прозрачности звучания, ясной и строчной регистровке. Основной штрих в «Песне» - легкое, невесомое, пальце-кистевое СТАККАТО. Достижение его требует особой пальцевой точности и использования «верхней» клавиатуры фортепиано (выражение Н.И. Голубовской). Что такое «верхняя» клавиатура? Это извлечение звука очень близко к поверхности клавиши, в результате чего получается легкое, прозрачное и звонкое звучание. Овладеть «верхней» клавиатурой нелегко, т.к. это требует точного прицела пальцев: движения рук при этом должны быть очень собранными, экономичными.

Единым легким кистевым движением четырехтактовые построения объединяются в целостные группы прерывистых интонаций средней части «Песни» поддерживаются четкими аккордами подобно ударам кастаньет. Необходимо найти ощущение скоординированности рук, т.к. они действуют как бы вразнобой. Два аккорда левой руки нужно успеть взять очень цепко, одним движением; перед следующей парой аккордов освободить руку легким движением кисти вверх, затем с небольшой высоты точно «упасть» на следующий аккорд.


Непрерывно короткие звенья, попарно объединенные лигами, в правой руке исполняются точным пальцевым движением один раз на «пружину», инерционно получи второй звук (см. пример)

Пальцы должны быть легкими и предельно цепкими без зажатости кисти; движения пальцев не терпят никакой неопределенности, дряблости.

Таким образом от правильных пианистических действий во многом зависит создание необходимого психологического напряжения средней части пьесы.

Легкие «булавочные» уколы педали на сильную долю такта могут помочь точности ритмической пульсации «Песни».

Песня №45

Там правит звук – средь одиноких мук,

Средь призраков лесных он возникает;

Там всякий зверь и всякое дыханье,

И существа, что воздух населяют,

И камень, в ком давно остыла страсть, -

Все словно бы предчувствует страданье,

Все отдано отчаянью во власть»…

(Хольгер Драхман «Там правит звук»)

«Мендельсон – автор прекрасной музыки. Будем признательны этому замечательному редкому мастеру

за то, что он нам подарил».

Б.В. Асафьев

Список литературы

1. Белза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. М., 1985г.

2. Вопросы музыкальной педагогики, вып. 3, М., 1981г.

3. Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1, М., 1965г.

4. Коган Г.М. Работа пианиста. У врат мастерства. М., 1969г.

5. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма. М., 1968г.

6. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано.

7. Мойлих Е. Мендельсон. М., 1973г.

8. Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике, вып. 33, 1981г., ГМПИ им. Гнесиных

9. Музыкальное исполнительство и современность, вып. 1, М., 1988г.

 Просмотров: 4582

Возврат к списку