Данные по учащимся
за 2015 - 2016 гг.
не представлены

Школьникам

О школе

Родителям

Школьный сундучок

Учителям

Учебный процесс

Открытые уроки

Урок: «Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта»
06.03.2012  | Автор: Жолобова Т.А.  | Класс: 9-12  | Предмет: история и обществознание  Загрузить
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Условия возникновения опыта

Педагогическая деятельность многообразна. Но есть в ней для учителя главное, решающее – уроки. На них в полной мере раскрывается педагогическая сила учителя, именно их качество решает успех обучения и воспитания. С первых же дней моей работы в школе как учитель истории, я ставила перед собой задачи, которые стараюсь решить на протяжении этих лет. Это, прежде всего развитие интереса учащихся к истории как к предмету, так и к науке. На вопрос анкеты, проведенной в разных классах нашей школы: «Почему вам нравится изучать историю?»- учащиеся ответили так:
1)    Хочу лучше знать историю своей страны и других стран;
2)    Просто интересно знать, что происходило и происходит на земле;
3)    История, её знание как науки помогает поступить в высшие учебные заведения и быть образованным человеком;
4)    Люблю науку история.
Какие выводы для работы учителя следуют из этих данных анкетирования? Прежде всего – это высокие требования к урочной и внеурочной работе по истории. Именно хорошие уроки, увлеченность учителя, глубокое проникновение в предмет, активные методы и многообразие форм проведения занятий, широкое привлечение внеурочных источников информации, интересная внеклассная работа формируют интерес учащихся к углубленному изучению предмета. Важную роль играет и постоянное, от класса к классу, растущий интерес к проблемам современности, вопросам внутренней и внешней политики, который школьники могут удовлетворить прежде всего на уроках истории и обществознания. Есть темы, которые наглядно показывают зависимость урока от наличия знаний, полученных вне школы. К ним прежде всего относится тема: « Великая Отечественная война». Юноши и девушки смотрят множество кинофильмов  телепередач о войне, читают литературу, в том числе мемуары наших виднейших полководцев, посещают музеи, видят отражение подвигов народа во множестве памятников. Может ли заинтересовать молодежь изложение на уроке, недостаточно полно и эмоционально освещающее военные события 1941-1945 гг. Проблема связи содержания урока и знаний, полученных из внеурочных источников, не нова. Но для наших дней характерны все возрастающее обилие такого рода источников, все большая доступность их для всех учащихся. Современный урок немыслим без опоры на эти знания. Поэтому ИКТ, технические средства обучения на уроке – объективная необходимость. И на таких темах, как «Вторая мировая война», « Великая Отечественная война» я стараюсь работать на компьютерах, а книжный материал учащиеся читают дома. Использую на уроках много дополнительной литературы. Например, в книге историка Самсонова « Знать и помнить»много говорится о так называемых « белых пятнах» истории. Это работа дает знание дополнительного   материала, докладчик рассказывает, остальные ребята с интересом слушают, учатся пересказывать.
Интерес к истории основан на ярких образах, сюжетах, событиях, знакомых учащимся не только из учебников и уроков, но и по художественной литературе, кинофильмам, телевидению, Интернет. С каждого занятия учащиеся должны уходить с большим багажом, с познанием неизвестных ранее фактов. Возбуждение и развитие интереса к науке зависит и от особого искусства « заражать» учащихся увлеченностью наукой, умения ярко, эмоционально показать специфику значения исторической науки.
  
                       Актуальность и новизна опыта.

Сейчас еще актуальнее, чем раньше, звучат слова: хорошие, эффективные уроки! Кто из учителей не стремится их проводить! Но всегда ли они получаются такими? От чего это зависит? И что такое современный эффективный урок?  Современность уроков определяется тем, что и как на них сделано и достигнуто. Они эффективны, если отвечают именно современному уровню исторической и педагогической науки и хорошо готовят молодёжь к решению задач, стоящих сегодня перед обществом и государством. Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в развитии России, её возрождению на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных высокоразвитых государств, способствует правильно организованное гражданское образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. От успешности гражданского образования и воспитания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру.
Цель гражданского образования – подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях; способствует участию индивидов в управлении страной, решении задач различного уровня – от общенациональных, государственных до семейно – бытовых.

  Задачи гражданского воспитания и образования – это первоочередные задачи уроков истории и обществознания. Связь уроков с жизнью является сильнейшим средством мотивации обучения, убеждения учащихся в практическом значении исторической науки.
  Наиболее важны следующие пути этой связи:
1)    воспитание моральных, гражданских качеств на примерах жизни и борьбы выдающихся исторических деятелей и народных масс. Особенно важно обратить внимание на это на таких уроках, как изгнание польских интервентов в 1613 году и создания народного ополчения во главе К. Минина и Д. Пожарским, Д. Донской и Куликовская битва.
  Для нравственного воспитания имеет важное значение проблема выбора поступка, деятельности.
  Приведу примеры. Воины морской пехоты Н. Филипов, Д. Одлицов и Ю. Паршин, обвязывались гранатами, бросились под фашистские танки, рвавшиеся к Севастополю и взрывали их. Им никто этого не приказывал, воины-патриоты, спасая Севастополь, сами решились на этот шаг.
  А. Матросов, жёны декабристов, последовавшие в Сибирь  вслед за осуждёнными мужьями, - вся история наполнена проблемой выбора.
Учащиеся также узнают о поступках своих сверстников в наши дни: класс в полном составе остался работать в своём селе, выпускники – отличники решили не поступать в вуз, а уехать на стройки Сибири и т. д. Очевидно, следует более обстоятельно и ярко характеризовать творца истории – народ, исключительного трудолюбия, мужества, выносливости, душевной щедрости, таланта и ума. Это русский человек, который сумел, завоевав в свободу, отстоять её в самых тяжких боях. Человек, который строил будущее не жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе огромную жизненную энергию, культуру, знание и умение их применять. Как же важно так конкретно, ярко, проникновенно показывать на уроках истории лучшие качества русского человека, чтобы молодёжь стремилась выработать их у себя!
  Особое место в ряду средств и материалов гражданского образования занимает Конституция РФ, изучение которого мы начинаем в 9 классе. Значимость основного закона РФ заключается в том, что это – документ, коренным образом отличающийся от раннее принимавшихся советских конституций. Он занимает собой принципиально новый этап социально – политического и экономического развития страны на демократических основах. Основное достоинство новой Конституции – закрепление прав и свобод человека и гражданина. Анализируя её содержание, школьники имеют возможность познать сущность таких объёмных интегративных понятий, как конституционализм, федерализм, парламентаризм, им яснее станет смысл демократии как политического режима, тех сложностей, которые встречаются в процессе его укрепления.
  Конституцию РФ мы тесно изучаем с конституцией РМ, анализируем, сравниваем. На уроках истории прослеживаются исторические корни конституционализма, развития конституционных основ российской государственности в начале XX века, истории советских конституций. Конституцию РФ мы изучаем в тесной связи со статьями Всеобщей декларации прав человека – чтобы наглядно показать соответствие содержания этого раздела Конституции мировым стандартам, преемственность норм международного права и внутреннего содружества законодательства России. Что ещё можно сделать для усиления воспитания гражданственности учащихся.
1)    новая конституция РФ содержит широкий круг идей, положений, которые могут лечь в основу отдельного факультативного курса «Конституция РФ» или «Конституционное право» (9-11 классы).
2)    от уровня гражданского образования и воспитания, от знания учащихся основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства. Общество крайне нуждается сегодня в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки. В настоящих условиях исключительно важной становится стабилизирующая роль школы, как гаранта гражданского мира. Государственная система образования и, в первую очередь, общего среднего, отвечающего за социализацию личности, является важнейшим инструментом, способным воспитать человека гражданского общества.

                         Нетрадиционные уроки

Одним из законов методики обучения истории, да и вообще любого предмета является использование всего многообразия источников сообщения знаний, форм организации обучения, приемов учебной работы, типов познавательной деятельности. Какие же приёмы и методы обучения применяю я на своих уроках истории, чтобы повысить интерес учащихся к предмету.

1) Использование наглядности
  Здесь нет ничего из того, что может быть неведомо учителю, который знает, что яркий образ, воплощённый в картине, рисунке, модели может стать поводом не только для формирования недостающего школьникам опыта, который не заменишь никакими объяснениями, но прежде всего – для начала живого обсуждения проблемы, идеи. Например, с помощью репродукции с картины «Покорение Сибири Ермаком» можно добиться более глубокого восприятия школьниками той эпохи, показать им особенности быта, вооружения, уровня развития. Выясняется, что не все было так просто: не хлебом – солью встречали народы Сибири Ермака Тимофеевича, а жёсткой сечей.

2) Решение кроссвордов
  Создание кроссворда дело не хитрое для любого педагога. Нужно только попробовать, проявив терпение и немного смекалки и 5 минутный фрагмент урока, насыщенный напряжённой мыслительной деятельностью детей.

3) Тесты.  Организация тестирования.
  Тестирование – это одна из наиболее эффективных форм проверки и самопроверки знаний по истории.
Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Использование тестирования на уроках позволит осуществить всеобъемлющий опрос учащихся по самым разным проблемам и отказаться от «шоковой терапии» экзамена. Тестирование превратит экзамен в занимательное действие.

4) Решение задач в виде карточек, которые даются индивидуально каждому ученику по пройденной теме.
5)Использование компьютерных технологий и Интернет – ресурсов в преподавании истории .
Начало 21 века отмечено бурным ростом информационных технологий. Теперь CD-ROM становится таким же распространенным носителем информации, как аудио-или видеокассеты. Недаром самый современный вид информационных технологий получил название мультимедиа, что означает синтез различных видов информации. Мультимедийные материалы позволяют использовать текст, графику, видео- и мультпликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяют области применения компьютера в учебном процессе. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствуют формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и её последующей обработкой. Для учителя компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и сгенерировать виртуальные тесты для учащихся. Многофункциональность компьютера делает возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме. Мультимедийные  материалы – это возможность использовать целый комплекс различных источников знаний, помимо традиционных, с целью организации самостоятельной творческой, продуктивной деятельности школьников в условиях повышенной мотивации, так как учащимися познавательная работа с помощью компьютера воспринимается как игра. Электронное учебное издание для учителя – это возможность сделать урок запоминающимся, интерактивным, развивающим интерес к предмету у учащихся.
Что ещё использовать?
  На этот вопрос можно ответить кратко: всё то, что отвечает целям и задачам курса, пробуждает интерес, приносит удовлетворение педагогу. Эта и подготовка стенда, и использование раздаточного материала, и выпуск стенгазеты, просмотр диафильмов. Но что непременно приносит успех учителю, так это опора на живых людей – носителей многообразного опыта человечества.

Развитие способностей учащихся к занятиям историей.
  Эта проблема далеко ещё не решена методикой обучения истории. Развитие способностей требует учёта индивидуальных различий в процессе обучения. Основным критерием общей способности к учению будет является темп продвижения учащихся в обучении, а именно скорость овладения новым материалом, прочность его удержания, глубина достигнутого уровня знаний.
  Что же такое способности к занятиям историей? Это ярко выраженные склонности и возможности к занятиям исторической наукой, к дальнейшему самостоятельному изучению истории, к историческому исследованию, к самостоятельному решению выдвигаемых историей проблем. Можно наметить некоторую приближённую схему структуры способностей учащихся к занятиям историей.

I этап – получение исторической информации. Умение «добыть» исторический факт, обработать его, сравнить разного рода источники, умение видеть в настоящем свидетельства прошлого.

II этап – переработка исторической информации. Как писал В.О. Ключевский, историку очень важно уметь из того, что говорят люди определённого времени, узнать то, о чем они умалчивают и при переработке информации суметь донести её сущность ясно, просто, рационально, в рассуждении и ярко, образно в изложении.

III этап – хранение исторической информации. Здесь речь идёт о исторической памяти учащихся на исторические даты и факты.
  Учёт отмеченных выше принципов ставит перед учителем задачу организации творческой деятельности на уроках истории, объяснение значения занятий, поощрение и положительную оценку успехов ученика, обучение его самоконтролю и самооценке.

                         Результативность обучения

В 2011-2012 учебном году я веду историю и обществознание в 9 - 12 группах. Учебная нагрузка составляет  15 часов в неделю. Старшие классы требуют очень большой и серьёзной подготовки к занятиям, приходится очень много заниматься самоподготовкой к урокам, следить за информационными событиями в мире. Это относится в основном к 9-12 группам. Большинство учащихся в 12 группах хорошо подготовлены. Это примерно 85%, но есть и очень слабые ученики. В каждом классе их набирается около 10%. Некоторые ребята готовятся после окончания школы продолжить своё обучение в различных учебных заведениях и в процессе обучения задают очень много интересных вопросов, которые разбираем на индивидуальных и групповых занятиях. С ними интересно работать.
  Конечно, в процессе моей работы у меня тоже возникают трудности, ошибки в методах преподавания. Есть, к сожалению, большое количество учащихся, которые по некоторым причинам имеют проблемы в занятиях. Работу по целенаправленной ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроке и во внеурочное время провожу с учётом реальных учебных возможностей ученика, уровню его развития. Все те замечания и недостатки в ходе проведения уроков, высказанные учителями, директором и завучем, посетившие мои открытые уроки, я стараюсь их исправлять. Не всегда мне удаётся довести историческую информацию, её сущность ясно, рационально, в рассуждении ярко, образно. Отрадно видеть результаты своего труда. С каждого класса по 4-5 учеников интересуются этим предметом, об этом говорит и то, что уже на протяжении ряда лет учащиеся выбирают  итоговый экзамен по выбору – предметы история и обществознание и успешно сдают его в форме ЕГЭ.  В своей работе использую технологию развивающего и разноуровнего обучения, синхронический метод изучения истории в старших классах. По самообразованию работаю над темой: «Воспитание гражданских, патриотических, интернациональных чувств на уроках истории и обществознания». Использую такие диагностические методики как «Личностные особенности учащихся», «Самооценка», «Мотивация обучения». Провожу отслеживание влияния личностных характеристик на изменение мотивации обучения. Веду мониторинг успеваемости учащихся на уроках по темам, по итогам четверти, года. Ежегодно провожу предметные недели, применяя разнообразные формы работы. Здесь привлекаются учащиеся разных возрастных групп, им предлагается самостоятельная работа по различным заданиям, а также коллективная подготовка праздников, вечеров, выпуск газет на историческую тематику.

Теоретическое обоснование опыта

Современным подросткам присуще возросшее чувство собственного достоинства. У них более развита критичность мышления, стремление к самостоятельности, активной деятельности, выработке и отстаиванию своего мнения. Учителю сейчас крайне важно различать два типа усвоения знаний:
1)    На основе высокой познавательной активности учащихся и их мыслительной самостоятельности;
2)    На основе запоминания и осмысления готовых знаний, чему сопутствует, как правило, меньшая активность и результативность познавательных процессов.
Методика обучения истории всегда и неизменно отстаивала принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении. Самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащихся, она проявляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовать свой учебный труд. Самостоятельная работа организуется при изучении нового материала, выполнении домашнего задания, проверке знаний, повторении и на основе всех источников ( включая изложение учителя), из которых черпают знания учащиеся. Например, я использую учебные картины. При изучении темы « Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием» я сама объясняю, почему русские земли не смогли отразить нашествие Батыя. А при самостоятельной организации темы ( это не значит, что тема изучается без непосредственного участия учителя) я предупреждаю учащихся: « Ребята, прослушав мой рассказ, докажите, что русский народ героически боролся против завоевателей и объясните, почему русские люди не смогли отразить нападение врага? Демонстрация учебной картины « Оборона г.Владимира от монголо-татар». Я сама раскрываю содержание картины и оцениваю её. А при самостоятельной работе я провожу беседу: « Что изобразил художник? С какой целью? На чьей стороне его симпатии? Какими средствами достиг он своей цели?». Старшеклассники очень много работают с документами и при этом им я предоставляю право выбрать любое сообщение из списка предложенных и на следующем уроке-семинаре ученик высказывает свое мнение о той эпохе, которая отразилась в этом документе.
При самостоятельной работе вот такого рода учащиеся не получают готовое объяснение, а ищут и находят его, наблюдают и выявляют факты, выбирают, что им прочитать и на какие вопросы ответить. Виднейшие педагоги Коменский, Песталоцци, Ушинский отстаивали идеи познавательной активности учащихся и разрабатывали принципы и методику самостоятельной работы. « Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить» - эти слова педагога Дистервега, пожалуй, наиболее образно раскрывают суть борьбы между прогрессивными педагогами и сторонниками безраздельного господства заучивания готовых знаний. При изучении истории имеет особое значение убежденность учащихся в истинности знаний. Очень много фактов искажено, или вообще умалчиваются в учебниках. Учитель должен ясно представлять, когда, в чем, и как надо убеждать учащихся. Убеждает рассуждение, вскрывающее логическую противоречивость каких-то положений или недостоверность источников. Убеждение всегда связано с формированием личностного мнения учащихся.
Тем, кто все еще подходит к молодежи с позиций « не сметь свое суждение иметь» следует напомнить слова Д.И.Писарева: готовых убеждений нельзя не выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке, их надо вырабатывать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в вашей собственной голове. Иногда сомневаются, стоит ли выслушивать мнение, если оно не является научно обоснованным? Если мы лишим учащихся такой возможности, то этим крайне ограничим их активность и сузим наши воспитательные возможности. Но вслед за этим обязательно обсуждение различных мнений и достижений правильного вывода.
Опыт реализации личностно-ориентированного обучения в нашей стране лежит в основе создания «Школы жизни» Ш.А. Амонашвили, человекообразующей методики обучения литературе Е.Н. Ильина, системы поэтапного обучения физике на гуманистической основе Н.Н. Палтышева. Можно выделить несколько позиций (по И. Якиманской и О. Якуниной), которые должен учитывать педагог при разработке личностно-ориентированного урока. Для активной деятельности учащихся необычайно важен так называемый  « климат урока». При плохом настроении учителя, которое проявляется и в его поведении, при плохом контакте с ним ученики не могут хорошо работать. Поэтому доброжелательность учителя, его внимательность, справедливая требовательность, уважение к учащимся, педагогический такт – обязательное условие эффективности урока.
Условия реализации личностно-ориентированного обучения
1)    Профильное обучение
2)    Работа с одаренными детьми
3)    Проектная технология
4)    Личные качества учителя и достигнутый им уровень профессионализма
Следует признать, что реализация в современной российской школе личностно-ориентированного обучения вызывает определенные затруднения в силу ряда причин:
- комплектация групп учащихся наполняемостью 18 человек
- ориентация программного обучения на «среднего» ученика
- отсутствие организационных условий
- необходимость равномерно уделять внимание всем предметам
- приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик
Результативность опыта
- развитие познавательного интереса учащихся
- желание самостоятельно получать знания
- мотивация к учебе
- повышение качества преподаваемого предмета
- осознанное усвоение учебного материала
- выбор выпускниками предмета русский язык и литература при поступлении в ВУЗ на филологический факультет


Публикации:
- представление опыта на школьном уровне: открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- представление опыта на сайте образовательного учреждения МБОУ ВСОШ №1.
 Просмотров: 1324

Возврат к списку


  1. Что Вам важно найти на сайте?