Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Авторские колонки

Неблагополучные семьи — равнодушное общество?

18.07.2011  | Автор: Марианна Сухова  | Источник: Schoolrm.ru   Просмотров: 1402

Первое сентября. Нарядные дети, белые банты в ряд, аккуратно стриженые макушки. Пожилая учительница что-то тихо говорит плачущему мальчику, который забился в куст сирени. Отойдя, женщина в ответ на вопрошающий взгляд поясняет:

— Отец Васю вчера сильно избил, пьяный был.

 Вася, опустив глаза, старается повернуться так, чтобы не было видно фиолетового кровоподтека. Он стыдится своей грязной одежды, испачканного заплаканного лица и того, что в руках нет букета. Но ему так хотелось попасть на этот праздник.

У мальчика, как и многих его сверстников, полная семья: братья, отец, мать. Однако именно его семью называют неблагополучной. Как много таких очагов, где вместо яркого согревающего пламени тлеет огонек утреннего похмелья. Детям из неблагополучных семей нужна поддержка, а порою, и защита.

Наше общество как-то незаметно стало равнодушным. То ли пресловутые 90-е сделали нас чёрствыми и невосприимчивыми к чужой беде, то ли сочувствие стало не в моде. В школе сохранился единственный островок работы с детьми из неблагополучных семей – социальный педагог. Именно на его плечи легла забота о том, почему ребёнок не пришел сегодня в школу или откуда на его теле новый синяк.

Конечно, порою, школа перестраховывается, и на свет появляются «страшные» истории, как примерных родителей обвиняют в издевательстве над детьми. Но это единичные случаи, заканчивающиеся, как правило, хорошо. В основе работы социального педагога — посещение семей, где обстановка далека от идеальной и у ребенка не только отсутствует место для занятий, его могут просто не покормить. 

Школа не должна отворачиваться от проблем детей вне её стен. Как бы ни сетовали преподаватели на недостаточную заработную плату, их работа — учить, воспитывать и защищать маленького человека. Трудно сделать это в одиночку. Вот тут не должны оставаться в стороне школьные психологи и родительские комитеты. Иногда внушение кого-нибудь из пап оказывается действеннее для зарвавшегося алкоголика, чем посещение наряда милиции.

Частенько, выход из сложной ситуации один — реабилитационный центр, а затем детский дом. Дети лишаются родителей, а родители обретают «свободу». Случаи, когда мать берётся за ум и возвращает детей, крайне редки. Чаще приходится наблюдать, как страдания от разлуки заливаются очередной порцией алкоголя. 

Общество и школа смотрят на проблему неблагополучных семей несколько однобоко. Никто не говорит о том, что в помощи нуждается вся семья целиком, а не только дети. Работники детских домов знают, что ребенок никогда не скажет плохо о своих родителях, как бы тяжело ему не пришлось. Его мама и папа — лучшие и он с нетерпением ждёт их прихода.

Так может быть найти способ не разлучать семью, помочь ее сохранить? Почему бы государству не взять на себя лечение больных алкоголизмом и устройство на работу вполне дееспособных граждан? И может быть, из нашего лексикона постепенно исчезнет понятие «неблагополучная семья»?..

Фото © rufox.ru

Возврат к списку


Из жизни школ

Аллея славы