Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Я очень хочу верить в сказку

Я очень хочу верить в сказку

02.06.2011  | Автор: Сергей Казарновский  | Источник: Новая газета   Просмотров: 1124
Пока общественность бурно обсуждает стандарты старшей школы, стандарты для «началки» начинают жить. С 1 сентября. Эти стандарты, рассчитанные на будущее, придется претворять в жизнь учителям из прошлого и настоящего. Сумеют ли они работать на вырост? Об этом размышляет неисправимый оптимист, директор московской школы «Класс-центр», заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» решили когда-то большевики. И сделали. Вот и живем в этой «были» уже много лет. А так хочется обратно в «сказку». И вот забрезжило.

С 1 сентября 2011 года начинается Новое образование в России. Школа начинает работать по новым стандартам. Причем начальная школа!

Кто-то, может, скажет: а как иначе? То есть все логично: начальная, она и начинает. Ой, как давно этого не было в образовании. Логики. Значит, уже хорошо.

Теперь личность ребенка — главное! То есть важно, конечно, знать и уметь. Но самое важное — КТО это?! КТО знает и КТО умеет! Хорошо!

Для этого предлагается много всякого делать, кроме обычных уроков, чтобы помочь ребенку увидеть, кто я есть? А «я есть» не робот, а живое существо, которому, кроме всего прочего, дано от природы видеть, что мир многоцветный, слышать, что он многозвучный, что тело может стать источником радости, если им научиться пользоваться. А значит, в это «неурочное» время следует научиться пользоваться своим голосом, телом. Извлекать звуки, воссоздавать то, что видишь вокруг, то есть рисовать, лепить, клеить, конструировать и т.п.

А «т.п.» сегодня — это и создание компьютерных мультиков, и запись собственной музыки и голоса, монтаж видео- и фотокартинок. И для детей той самой «началки» — это все соответствует их возможностям. Ну хорошо же!

Предлагается механизм, как по-другому учить. Это, например, про Универсальные учебные действия. Вот же как мудрено названы простые вещи, что по сути значит: нет отдельно живущих предметов в отдельных кабинетах и что научиться считать — это не математика или арифметика, а это и количество слогов в слове, и тактов в музыкальной пьесе, и время на дорогу, и деньги для буфета (Григорий Остер пятнадцать лет назад написал про это учебник, и его шутовство лишь подчеркивало бессмысленность задач, предлагаемых ребенку. То, что сегодня называется отсутствием мотивации, по-русски просто — неинтересно).

А умение писать — это не «пятерка» или «тройка» в дневнике, а поздравление товарищу с днем рождения, причем отправленное по e-mail. Мгновенно! И это самое печатание никакого отношения к плохому или хорошему почерку не имеет! Потому что на самом деле почерку не вредит. Это компьютеропечатание сегодня естественно для ребенка, как для его прадедушки и прабабушки естественно было знать любую песню до конца.

При этом очень важно замечено в том же стандарте, что детский сад, из которого пришел ребенок в школу, это не «детский сад», про который надо забыть, а его вчерашняя жизнь. И школа должна стать естественным продолжением этой жизни ребенка, то есть учитывать, что играть в игрушки ему для начала понятнее, чем сидеть и поднимать руку. Вопрос, в какие игрушки и как играть!

И вот тут-то следует вспомнить, что мы живем в удивительное время, пожалуй, впервые в человеческой истории, когда ученики умеют больше, чем их учителя. И сложная техника, на которую часто взрослые смотрят беспомощно, как на маленькую девочку, легко садящуюся на шпагат, для ребенка та же игрушка, которая, правда, имеет колоссальные возможности для реализации того, что перечислено в стандарте!

А эти хитрые игрушки волей-неволей еще и учат очень важному: самостоятельно найти путь от первого до последнего шага в решении какой-либо задачи, проблемы. Тому, что по технологии является проектной деятельностью, а по сути, главной задачей «началки» — научить учиться.

И об этом говорится в стандарте. Хорошо!

И уже происходит обещанное в стандарте. Обеспечиваются пилотные школы серьезной техникой. И это не просто хорошо, а, судя по тому, с каким умилением описывает Евгений Ямбург свои наблюдения за работой малышей на «Маках», очень хорошо!

Учителя «началки» сейчас проходят специальное обучение. Идет широкое обсуждение различных образовательных параметров стандартов начальной школы. Но до 1 сентября времени гораздо меньше, чем до Олимпиады в Сочи. Я растерян. И вот почему.

На ежегодной выставке Европейского образования в Париже есть специальный раздел, весьма внушительный по объему, где в разграниченных секторах сидят специалисты-консультанты, к которым по очереди подходят люди, желающие получить консультации по следующему своему шагу в образовании. Это и родители с детьми, и самостоятельные подростки, и достаточно серьезные выпускники лицеев.

Я как-то попросил разрешения послушать, о чем они говорят.

Мама с мальчиком лет 14—15 говорили с консультантом о выборе колледжа. Белокурый богемного вида мальчик бойко отвечал на вопросы об отметках, пристрастиях к разным предметам, о том, сколько на что тратит времени, о досуге и т.п. И на вопрос, кем бы он хотел быть в будущем, практически не задумываясь, ответил: психологом или учителем начальных классов.

Сам внешний вид мальчика был в совершенном диссонансе с объявленной жизненной программой, но то, что я услышал в ответ от консультанта, оказалось для меня абсолютно неожиданным.

Каким учителем начальных классов?! С такими отметками и кругозором, как у тебя, о начальной школе и речи быть не может. (Это я так перевел на русский школьный язык.) Психологом, другое дело. Для учителя же начальной школы необходимо очень много разного знать. И, в частности, разбираться в музыке, спорте, театре…

Как говорится, без комментариев. Видно, давно во Франции работают по нашим школьным стандартам, которые, к счастью, всё это и предполагают.

  Фото © forum.prokopievsk.ru / Полный текст материала →


Возврат к списку


Из жизни школ

Аллея славы