Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Сизикова Валентина Ивановна

Искренность — это фундамент духовной жизни

Записки учителя литературы.

Сизикова Валентина Ивановна

Учитель русского языка и литературы МОУ "Лицей №43"

Русская культура — открытая культура, культура
добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески
осмысливающая.
Д. С. Лихачёв


Читаю философские работы А.Швейцера, М.Бубера, Конфуция и нахожу ответы на те вопросы, которые задают ученики на каждом уроке. «… современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок исторических фактов и событий… ужасного оскудения человеческих чувств… Мы должны обновить свое мышление и с его помощью вернуться к мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры.» (А.Швейцер)


Как подвести ребят к необходимости осознания этого? Как преодолеть их инертность, нежелание думать и чувствовать? Как проломить «твёрдую скорлупу повседневности» и обратить их внимание к Вечным вопросам Бытия, без решения которых невозможно самостояние современного человека в нашем тревожном мире.


Сейчас, как никогда раньше, необходима помощь нашим детям, ведь они боятся своего будущего. На мой взгляд, эта помощь будет тогда действенна, когда ребёнок будет доверять взрослому человеку. Когда я спросила ребят: «Какого учителя вы выбрали бы? Знающего свой предмет, но равнодушного к вам или того, кто будет вас любить и понимать?» Они выбрали второго. Нашим детям катастрофически не хватает любви и понимания, поэтому для меня важно не «натаскивание» по предмету, а установление доверительных отношений с ребятами, которые дают чистую радость передачи своих знаний и опыта. Ребят нужно учить чувствовать и выражать свои чувства словами — это даёт им возможность познать себя.


«Всякое отношение есть взаимность." Я искренна с ребятами и приглашаю их вместе искать Истину (такой урок запланировать нельзя), и они отвечают мне тем же.


Вот фрагменты уроков, которые были в один и тот же день. 8 класс, урок литературы, тема: «Повесть „Ася“ И. С. Тургенева». Чтобы ребята поняли героиню, её зарождающееся чувство любви, обращаюсь к их опыту, к их чувствам — без этого им трудно осмыслить прочитанное.


— Как же вы определите, что такое любовь?


— Это чистое чувство,– (Артём В.)


— Это высокое чувство,– (Володя З.)


— А я не знаю, что это такое – настоящая любовь,– (Рита Ш.)


— Рита, ты любишь свою маму?


— Да. Люблю.


— А как ты её любишь?


— Я за неё жизнь свою могу отдать.


— Разве это не любовь?!


— Ребята, почему человек должен сохранить на всю жизнь первую любовь или хотя бы память о ней?


— Это самое сильное и искреннее чувство. Изменить ему, забыть его – это изменить себе,– (Наиль Р.)


— А как распознать настоящую любовь?– спрашивает Аня Н.


— Чувства имеют, любовь же приходит. Чувства обитают в человеке, человек же обитает в своей любви. Любовь не присуща Я таким образом, чтобы Ты было её “содержанием”, её объектом; она между Я и Ты, кто не знает этого, не знает любви. Любовь есть охватывающее весь мир воздействие. Люди в любви освобождаются от сутолоки повседневности. Любовь есть ответственность Я за Ты, в ней есть то, чего не может быть ни в каком чувстве – равенство всех любящих… И всякая действительная жизнь есть встреча. В верности мгновению мы узнаём жизнь, которая есть нечто другое, чем сумма мгновений. Мы отвечаем мгновению, но и отвечаем за него…


10 класс. Тема: " Теория Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».


Женя К.: — Я читал и думал: смог бы я убить человека или нет, нарушить заповедь «не убий». Наверное, да.


Не зная его, можно подумать, что он жестокий человек. Нет, он просто устал от своей болезни (он лечится голоданием, не ест по две недели).


—Сила, идущая от зла, становится бумерангом. Как сохранить чистоту своей души? Как освободиться от злобы, раздражения, отчаяния, которые приходят к человеку в тяжёлые минуты жизни? Ответ мы находим у Достоевского. Вера, терпение, помощь людям — это светлый путь. Не обстоятельства должны владеть нами, а мы обстоятельствами, а для этого нужно быть человеком сильным духом и стремиться к духовной истине.


Трудней всего держать себя в узде,
Простая дисциплина — это долг,
Но дисциплина духа — это радость…


11 класс. Тема: «Логика вещей и человек» (спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»).


—Почему правда человека о себе выглядит ложью на языке логики фактов? «Правда глаза колет» — значит боль человеку приносит. Так что дороже: человек, его счастье или правда? Останется ли человеком тот, кто правду попирает?


Беседа по этим вопросам приведёт к спору о лжи: оправдана она или нет? Большинство ребят приходят к выводу, что лгут все — это необходимо в современном мире.


—Ребята, значит мы с вами, признавая это, — заложники ХХ века, века «отчуждения», когда выработался аппарат логики, который даёт определение человеку по вещи. Результат такого определения называют правдой — правдой факта. Тот же остаток человеческой сущности, каковой сюда не укладывается, объявляется несущественным, ложью.


М. Горький начал формировать язык новой логики гуманизма — не логики вещей, а логики человека («Человек — вот правда… Существует только человек, всё же остальное (и правда) — дело его рук и его мозга.» Таким образом, по мнению писателя, человеческое существование становится критерием истины). И на «дне жизни» проявляется сущность человека, правда о нём…


Итак, каждый урок требует нестандартного решения, каждый урок требует гибкости мышления — в этом успех общения с учениками, общения на уровне личности, индивидуальности. Между учителем и ребёнком необходим эмоциональный контакт, доброжелательность и личная заинтересованность.


Я искренне радуюсь за ребят, когда после наших бесед они в реальной жизни начинают видеть то, чего не замечали раньше:


«… Мы стали прощаться. Я посмотрел на отца и впервые увидел его другим: его серые глаза были наполнены какой-то тоской, грустью. Он показался мне слабым, его густые усы повисли, как мокрая бумага. Я впервые заметил седину на его висках. И тут поезд тронулся, за окном замелькали деревья, столбы, дома… А я всё думал об отце, как я любил его в эти минуты…»
Андрей С., 8 класс.


Я нашла отклик в душах моих ребят. Это даёт мне силы и уверенность в том, что я на правильном пути. Нахожу подтверждение у М. Бубера в книге «Два образа веры»:


«Человек — единственное нам известное существо, в котором частично воплотилась категория возможности; он единственный из всех существ нуждается в подтверждении… ему необходимо находить подтверждение во взгляде того, кому он доверяет, и в движении собственного сердца, чтобы освободиться от боязни брошенности как предчувствия смерти.»

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 4556


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы