Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Колонки учителей

Галина Юткина

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в практической повседневной деятельности используя метод Марии Монтессори

Галина Юткина

МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида»

Здоровье – это широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Об этом писали классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский). Данной проблеме уделяется большое внимание и на современном этапе, т. к. через овладение культурно - гигиеническими навыками идет процесс социализации ребенка, его вхождение в мир взрослых, развитие воли и других психических процессов, в конечном итоге идет становление ребенка как личности. Об этом говорится в работах Н. Ф. Виноградовой, Е. М. Белостоцкой, Ю.А. Афонькиной, Г.А.Урунтаевой и др.


В поисках эффективных методов работы с детьми я стала изучать методику М. Монтессори. В 2006 году я прослушала курсы по изучению педагогической системы М. Монтессори, которые были организованы кандидатом педагогических наук, Монтессори- педагогом Г.В. Брыжинской. Здесь я нашла много интересного и полезного для себя, и постепенно изученное стала внедрять в практику.


Педагогическая система М. Монтессори (итальянского педагога, психолога, врача ,лауреата Нобелевской премии), работавшего на рубеже 19-20 веков, в настоящее время признана во всем мире и даже в некоторых странах (Италии, Японии, Германии) является ведущей. Ее педагогические открытия лежат в основе почти всех существующих систем воспитания детей. «Помоги мне это сделать самому» - таков девиз методики М. Монтессори. Свою педагогическую систему она называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде.


В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема – эту психологическую и педагогическую аксиому вывела впервые Мария Монтессори. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. К периодам особой восприимчивости Монтессори относила также и стремление ребенка 2-4 лет к порядку, и важно не пропустить этот «период порядка» в развитии ребенка.


Раздел по обучению детей культурно - гигиеническим навыкам у Монтессори называется «Упражнения детей в обыденной или практической жизни». Эти упражнения она подразделяет на 5 основных групп.


1. Общие подготовитель­ные упражнения для развития контроля и координации движений.


Эти упражнения предлагаются ребенку, как только он приходит в детский сад. Ребенку пока­зывают, как ходят по комнате, не наталкиваясь на мебель и дру­гих детей, как носят стул и различные предметы, как садятся за стол, как открывают и закры­вают двери, и т.д.


2. Упражнения по уходу за собой. На упражнениях этой группы ребенок учится самостоятельно себя обслуживать. К ней относит­ся застегивание пуговиц и ремней, завязывание бан­тов и шнурков, мытье рук, чистка ботинок и т.д.


3. Упражнения по уходу за предметами окружающей среды. Цель данной группы упражнений — научить ребенка заботиться об окружающей среде, сохранять ее в чистоте и по возможности украшать.


4. Основы культуры поведения в обществе. На уп­ражнениях третьей группы ребенок приобретает навыки позитив­ного социального поведения, знакомится с основами этикета. Ребенок учится вступать в контакты и поддерживать их. В виде игры или беседы происходит знакомство с общепринятыми фор­мами обращения к человеку, приветствия и прощания, извине­ния и благодарности. Способность внимательно выслушать собе­седника, не перебивая его, задать или по существу ответить на вопрос. Предложить или принять помощь также относится к чис­лу важнейших социальных умений, для овладения которыми ре­бенку требуется время.


5. Особые виды движений. В пятую группу входят два особых упражнения для развития координации движе­ний и самообладания: «ходьба по линии» и «упражнение в тиши­не». Оба они имеют также социальный эффект — учат детей обра­щать внимание друг на друга и не мешать окружающим. При этом «упражнение в тишине» удается только тогда, когда в нем прини­мают участие действительно все дети.


В детском саду для этих упражнений обору­дуют специальную зону — в которой в сво­бодном доступе находятся все необходимые материалы, что сделали и мы у себя в группе.Упражнения в практической жизни выполняются с реальными предметами.. Разумеется, все предметы соответствуют росту ребенка: тазики, ведра, щетки, кувшинчи­ки небольшого размера, специально сшили маленькие полотенца, тряпочки, клеенчатые (для работы с водой) и матерчатые фарту­ки.


Дети особенно любят упражнения, которые встречаются в их жизни дома. Например, мытье рук, плетение косички, стирка, подметание пола, вытирание стола, застегивание пуговиц куртки или завязывание шнурков на ботинках. Для того, чтобы дети научились быстро и правильно выполнять эти действия, им важен подробный показ сложных действий (сложные действия можно подразделить на ряд более простых, следующих друг за другом). Поэтому презентацию обращения с предметом воспитатель проводит медленно, акцентируя внимание ребенка на каждую ступеньку работы. Дело в том, как указывает М. Монтессори, что трех-пятилетние дети не в состоянии выслушивать долгие объяснения взрослых, но готовы много минут заворожено следить за их действиями. Вот почему так важна точность движений взрослого при показе обращения с предметом. Ставя акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней затем ребенка, педагог тем самым дает ему возможность самостоятельно (и многократно!) проделать все действия, чтобы в самом деле их запомнить. М. Монтессори предлагает использовать для этих целей специальный дидактический материал: это прежде всего10 рамок, обтянутых кусками материи или кожи, которые приходится соединять или разъединять. Сюда относятся рамки с пуговицами, кнопками, бантами, с крючками и петлями, с ремнями, со шнуровкой для ботинок с молниями и т. д. Они устроены так, что каждая из них иллюстрирует особый процесс одевания или раздевания. Играя с рамками, научившись делать необходимые движения, у него появляется желание приложить свое умение к делу. Ребенок, познакомившись с алгоритмом деятельности, может применить его как в первоначальном, так и в измененном виде в зависимости от обстоятельств и конкретных условий работы.


Работая с детьми с ОНР, даже в старшей группе приходится их учить правильно носить стул, бесшумно задвигать и выдвигать его из-за стола.


Упражнения, предложенные М. Монтессори, мы используем в работе с дежурными. Дети научились быстро не только красиво сервировать стол, самостоятельно красиво складывать салфетки, но и убирать со стола, для этого используем предложенные М.Монтессори упражнения «Как сметать крошки со стола» и «Как подметать пол». Дети делают это с удовольствием. Эти упражнения М.Монтессори предлагает начать использовать с трех лет. Для обучения в первый раз в центре стола клеится метка. Вокруг которой рисуется мелом круг (необязательно ровный). Из корзины достается щетка и совок для мусора. С помощью щетки мусор подгребают в центр стола к метке, а затем в 2-3 приема сметают на совок. Мусор или крошки с совка выбрасывают в ведро. Аналогично убирается мусор с пола, только для этого используются другие щетка и совок. Таким способом очень удобно убирать мусор (бумажки) после аппликации.


Детям очень нравится наливать воду из чайника в чашки, стараясь не проливать на подносик. А если пролил – вытереть капли маленькой губкой. А когда этот чайник настоящий фарфоровый и с ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить, приходится прикладывать еще больше усилий.


А налить воду через узкое горлышко бутылки требует еще большей аккуратности и точности движений, даже если пользуешься воронкой.


М.Монтессори предлагает упражнения, помогающие научить детей правильно сморкаться, чистить ногти, ботинки, вытирать пыль, ухаживать за срезанными живыми цветами и составлять букеты, затачивать самостоятельно карандаши, промывать правильно кисточки. Есть упражнения, которые учат основам культуры поведения в обществе. Например: «Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему присесть», «Ходьба по лини », где идет тренировка всех мышц, «Упражнения в тишине» воспитывают у детей дисциплину.


Мы постоянно помним, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.


Дополнительные материалы: Презентация "Использование метода Марии Монтессори при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста" (скачать)


Литература

1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – 103 с.

2. Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. Гос. Пед. Ин-т. – Саранск, 2000. – 50 с.

3. Белостоцкая А.К., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 2006.

4. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 96 с.

5. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 349 с.

6. Хилтунен Е.А. Дети Монтессори: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 399 с.

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 8793


Возврат к списку

 

Из жизни школ

Аллея славы