:
:
:
:
:

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ СТОИТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ КАЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

05.09.2019 5050

КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ СТОИТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ КАЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

История классических гитар берёт своё в середине 18 века. С тех пор популярность гитары выросла до невероятных высот, в наши дни это один из самых узнаваемых и любимых всеми музыкальных инструментов.
Если вы решили научиться играть на классической гитаре, то начнёте с покупки инструмента. Сейчас довольно много разных производителей, типов и линеек гитар, не говоря уж о мастеровых инструментах. А вот выбрать по настоящему качественный инструмент не всем под силу из-за отсутствия информации. В соответствии с этим, целью данной статьи является анализ способов определения качественной классической гитары.
Все гитары можно разделить на три категории:
1. «которые помогают играть» – к ним относятся мастеровые гитары, сделанные специально под руки конкретного человека. Такие гитары отлично звучат и их стоимость велика.
2. «которые не мешают играть» – к ним относятся фабричные гитары, они качественные и сделаны по всем стандартам.
3. «которые не подходят для игры» – в основном подделки массового производства.
Все инструменты звучат совершенно по-разному: беря в руки различные экземпляры одной и той же модели, даже новичку становится понятно, что одинаково звучащих гитар не бывает в принципе. У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы.
Внешний вид и качество сборки
Первым делом нужно проверить внешний вид гитары, на ней не должно быть сколов, трещин, потертостей, царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появиться царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн и т.д., затем стоит переходить к прослушиванию инструмента.
Гриф
Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте.
Материал накладки грифа также вносит свой серьезный вклад в звучание гитары, так как непосредственно накладка грифа получает вибрации от струн и передает их грифу и корпусу инструмента, или отражает эти вибрации. Стоит заметить, что около 2/3 длины струны проходят над накладкой, и только одна треть - над корпусом.
Что отличает лучший гриф от худшего? В первую очередь, это дерево. Основная часть грифа может быть сделана из разных пород дерева – от стандартного клена и махогони (красное дерево), до крайне редких – вэнго и бубинга.
Ничуть не меньшую роль в звучании инструмента играет материал накладки на гриф. Существует три стандартных варианта:
• клен (светлое дерево, которое можно увидеть на гитарах) мягок на ощупь и имеет яркое звучание. Клен произрастает во многих странах мира, он прост в обработке, поэтому его стоимость невысока. Кленовая накладка придает гитаре яркое звучание.
• эбони (черное дерево) - плотная, практически черного цвета, порода дерева, – звучит гораздо плотнее и глубже. Эбони – самое плотное дерево. Оно очень дорого в обработке и требует специальных условий просушки и хранения. Вы никогда не увидите накладку из эбони на недорогом инструменте. Можно сказать, что эбони – это элитное дерево, которое ставится только на дорогие гитары.
• палисандр – это промежуточный вариант между плотным звучанием эбони и ярким звучанием клена. Эта порода имеет красновато-коричневый оттенок. Она является самой пористой из трех представленных пород, и обладает, пожалуй, самым «теплым» и мягким звучанием. Палисандр, по сравнению с кленом, более дорогой материал, поэтому гитара с накладкой из него стоит дороже. Стандартная накладка на приличной гитаре в основном сделана из палисандра.
При этом нельзя однозначно сказать, грифы с какой накладкой звучат лучше других – эти три породы древесины звучат просто по-разному.
Частая проблема грифов гитар – высыхание древесины. Даже абсолютно новый инструмент может пересохнуть в процессе транспортировки или неправильного хранения. Если струны над накладкой находятся слишком высоко, или струны сильно дребезжат при игре на некоторых ладах в середине грифа, скорее всего это связано с высыханием древесины. Часто бывает, что гитары транспортируют из-за границы в холодных контейнерах, и они в течение долгого времени лежат в не отапливаемых, недостаточно сухих складах, что отрицательно сказывается на древесине. В идеале поверхность грифа должна быть абсолютно ровной, без провалов и горбов.
Есть три способа проверить «ровность» грифа:
1. Можно одной рукой (любым пальцем) зажать любую крайнюю струну (первую или шестую) на первом ладу, а второй рукой зажать ту же струну там, где гриф заканчивается (за 19 ладом). Расстояние от струны до ладов между первым и девятнадцатом ладом должно быть одинаковым. Если это так, значит гриф прямой.
2. Второй способ заключается в следующем: нужно положить корпус гитары себе на плечо (как это делают скрипачи) и посмотреть вдоль накладки грифа, в сторону головки грифа (Рис 2.). Лады должны быть четко параллельны один другому, ни один из них не должен быть выше другого. Учтите, что такой тест требует внимательности и некоторой практики.

Рис. 2.Накладка грифа.

3. Можно взять линейку 50 см и положить ее на порожки – так же как и в первом случае, расстояние от линейки до ладов между первым и девятнадцатом ладом должно быть одинаковым.
Так же стоит обратить внимание на то, чтобы первая струна равномерно шла вдоль грифа гитары и шестая струна шла тоже равномерно вдоль противоположного края грифа. То есть, чтобы на XII ладу не было перекосов, чтобы на одном и том же уровне расстояние от первой струны до края грифа и расстояние от шестой струны до противоположного края грифа были приблизительно одинаковыми. Гриф должен быть приклеен абсолютно точно и ровно. Гриф и накладка не должны иметь трещин, особенно в месте соединения грифа и корпуса гитары. Также нужно обратить внимание на обратную часть грифа.
Далее нужно проверить, чтобы лады не цеплялись за пальцы, для этого нужно провести вдоль всего грифа по краю ладов с нижней и верхней стороны.
Нужно отметить, что качество колкового механизма не является основным фактором при выборе инструмента, но без качественной фурнитуры гитара не прослужит долго (Рис. 3.).
Рис. 3. Колковый механизм
Проверить колковый механизм можно следующим образом – нужно повращать колки, при этом они должно крутиться легко и плавно и не должно быть люфтов, т.к. при их наличии гитара не будет держать строй.
Корпус гитары
Корпус гитары значительно влияет на акустические свойства инструмента. Деки бывают из мягкой или плотной древесины.
Рис. 4. Строение гитары.

Верхняя дека на гитаре делается либо из кедра либо из ели. А вот обечайки и нижняя дека делается из разных пород дерева, это может быть: клен, красное дерево, орех, палисандр и многие другие.
Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) (Рис. 5-6) дают больший сустейн («sustain» – англ., длительность звучания нот).
Рис 5. Нижняя дека из махагони.

Рис 6. Нижняя дека из палисандра.

Но не только плотность древесины определяет звучание инструмента – если, к примеру, послушать очень легкие гитары из липы или болотного ясеня: то мы услышим, что легкие породы древесины звучат максимально нейтрально, они больше поглощают вибрации струн, чем отражают их. Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет. Гитары из всех этих пород древесины пользуются достаточным спросом и среди величайших гитаристов мира.
Деки профессиональных гитар делаются из цельного куска дерева (массива) (Рис. 7.). Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева (шпона), с большим количеством склеек и имеют как минимум три слоя. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек, зато эти гитары менее подвержены трещинам, т.к. слои склеивания идут в перехлест и не в каком направлении лопнуть дека не может.
Если посмотреть на срез резонаторного отверстия (Рис. 8.), то можно определить, из какого дерева сделана гитара. Если на срезе

Рис. 7. Дека из массива дерева.
резонаторного отверстия линии дерева совпадают и идут по всей части деки, то дека из цельного дерева, если же нет, то из клееного.

Рис. 8. Резонаторное отверстие.

Первым делом стоит проверить ровность верхней деки, в отличии от нижней, она должна быть идеально ровной, это можно проверить на отсвет окна или лампы освещения.
Затем нижнюю – она, как правило, чуть-чуть выпуклая, это делается для лучшего звучания гитары, но не в коем случае она не должны иметь волны, провалы или ямы
Так же стоит простучать подушечкой большого пальца корпус гитары, чтобы убедиться в его внутренней целостности. Если при простукивании слышны лишние звуки, значить что-то в гитаре отклеилось. Это могут быть любые внутренние детали инструмента, от пружинок с обратной стороны деки до кантиков и т. п. При их отслоении возможен явный и менее явный призвук, шум, дребезжание как при ударах пальца по деке инструмента, так и при игре на нём.
Очень важно проверить, как приклеена подставка под струны, обращая внимание на клеевой шов снизу, в этом месте не должно быть никакой щели, т.к. основной звук передается именно через поставку. Подставка выполнена из дерева, и лак на них может начать облезать. На это также стоит обратить внимание при выборе.
Следует так же обратить внимание на высоту струн над грифом. Расстояние струны до лада не должно превышать 2 мм, в районе над XII ладом. Также высота струны над I ладом должна быть 1 – 1.5 мм. Расстояние струн до грифа несомненно сказывается на удобстве прижатия струн и комфорте исполнения на данном инструменте.
Если же высота струн нормальная и играть удобно - пора переходить к звучанию инструмента.
Звучание инструмента
Как только гитара прошла все эти визуальные тесты - пора попробовать ее в игре. Перед тем как играть обязательно проверти строй инструмента, настройте гитару по камертону либо тюнеру в стандартный строй. Стоит играть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать и представлять, что бы вы хотели ожидать (в звуке, динамике, качестве изготовления и присущего ему материала) от данного инструмента.
Сначала поиграйте на всех ладах – от первого до последнего, обращая внимание на дребезжание струн и мертвые звуковые точки - нечастые места на грифе, на которых из-за особенностей структуры древесины накладки ноты практически не звучат, или звучат глухо и неярко. Если уже на этом этапе обнаружатся проблемы, то стоит отказаться от этого инструмента.
Важно убедиться, что гитара держит строй на всех ладах грифа, для этого достаточно поиграть один аккорд в разном расположении и послушать, нет ли отклонения от строя.
Следующим шагом нужно оценить ровность звучания гитары по всему звукоряду. Для этого необходимо слушать, как звучит звук до его полного затухания на каждой струне, при этом следует обратить внимание, насколько ровно звучат все звуки: «не выстреливают» или «проваливаются».
Вот все основные перечисленные параметры и составляют качество инструмента.
Так же хочу добавить, что не стоит покупать первую понравившуюся гитару: стоит осмотреться, проанализировать до покупки как минимум с десяток других инструментов, разных производителей и мастеров одной ценовой категории. Желательно прийти за гитарой на следующий день или неделю, с новыми пережитыми впечатлениями, чтобы вновь проверить устраивает ли вас инструмент.

Постоянный адрес: https://muz6sar.schoolrm.ru/life/news/19983/403783/
Создано: 05.09.2019 17:50:00
Изменено: 05.09.2019 19:02:08
Версия для печати


Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика