:
:
:
:
:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

20.04.2020 4419

В соответствии с п. 2.1. Приказа Министерства образования Республики Мордовия от 03 апреля 2020 года №346 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях Республики Мордовия с 4 по 30 апреля 2020 года» руководители государственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, с 04 апреля 2020г. по 30 апреля 2020 г. должны организовать режим образовательной деятельности с использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в условиях домашней самоизоляции детей и педагогических работников.
Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках  методической поддержки воспитателей, педагогов, специалистов дошкольных образовательных организаций в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и родителей, организующих процесс обучения детей в условиях домашней самоизоляции.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
В методических рекомендациях приведена модель реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, даны практические рекомендации для руководителей, педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение – это обучение в режиме онлайн (здесь и сейчас).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

I.    Модель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1.    Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
•    разрабатывает и утверждает приказ о временном переходе на реализацию образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
•    определяет порядок реализации образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
•    актуализирует имеющиеся в электронном виде дидактические и методические материалы для воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников, формирует перечень дистанционных форм и методов работы с семьями воспитанников в соответствии с рабочими программами воспитателей и специалистов;
•    уведомляет в электронном виде родителей (законных представителей) воспитанников о переводе при реализации образовательной программы дошкольного образования на обучениес использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение);
•    обеспечивает ведение учета проведенной работы и ее результатов в электронной форме.
2.    При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы воспитателей и специалистов в части форм обучения, технических средств обучения.
3.    В соответствии с техническими возможностями дошкольная образовательная организация организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
4.    Для организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий родители должны иметь любой гаджет с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).
5.    Для того чтобы педагоги учитывали свою нагрузку, а родители имели возможность участвовать в образовательной деятельности детей, администрацией дошкольной образовательной организации составляется и утверждается режим занятий в дистанционном режиме, периодичность предоставления консультаций для родителей на сайте, ежедневный график дистанционной работы педагогов. Воспитателям и специалистам рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям (законным представителям) воспитанников текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. (Приложение 1. Примерная форма графика).
6.    При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю дошкольной образовательной организации рекомендуется проводить ежедневный мониторинг фактически организованных форм работы с детьми и их родителями (законными представителями) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Допускается интеграция форм обучения.

II.    Рекомендации по применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для реализации образовательной программы дошкольного образования

1.    При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обязательно непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Целевая аудитория дистанционного обучения дошкольников – это дети совместно с родителями. Дистанционное образование детей дошкольного возраста больше вовлекает в учебный процесс родителей (законных представителей), которые затем учат детей.
2.    При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
•    обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
•    дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
•    самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
3.    Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители пишут в чате. Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Онлайн-обучение организуется посредством вебинаров.
4.    Организовывать вебинары бесплатно можно на портале YouTube. Существуют и другие сервисы, с помощью которых педагог может организовать обучение в режиме реального времени: Zoom zoom.us, Facebook Live, Skype, Teachbase, MyOwnConference, AnyMeeting или Livestorm. Трансляции есть в Инстаграм – педагог проводит встречу в своем аккаунте (родители должны быть подписаны на педагога).
5.    Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями: 1) использование имеющиеся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов; 2) использование интернет-ресурсов.
6.    При помощи интерактивных учебных материалов ребенок вместе с родителями осваивает учебный материал самостоятельно. Для родителей воспитатели и специалисты предлагают инструкции и рекомендации, организуют консультирование на чате или по электронной почте. Можно использовать готовые учебные материалы, а можно создавать самостоятельно. Самый простой вариант – это использование для этого программы Microsoft Power Point из пакета Microsoft Office, с помощью которого можно создавать интерактивные игры, викторины, кроссворды. Удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов является приложение Web 2.0 LearningApps.org – http://learningapps.org/. Этот конструктор может использоваться для разработки интерактивных заданий по разным образовательным областям и для применения в дистанционном обучении.
7.    При реализации образовательной программы дошкольного образования воспитатели и специалисты детских садов могут использовать дистанционные образовательные технологии образовательных платформ, интернет-ресурсов и сервисов. Представляем некоторые из них:
•    «Образованиум» https://obr.nd.ru – проект группы компаний «Новый диск». Курс «Стань школьником с Робобориком!» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок проходит темы, которые должен освоить выпускник детского сада, чтобы быть готовым к обучению в первом классе.
•    «Учи.ру» – интерактивная образовательная платформа. Раздел «Математика для дошкольников» https://uchi.ru/matematika/doshkolniki предлагает математические игры для детей дошкольного возраста. Авторы учли закономерности усвоения знаний и навыков на каждом возрастном уровне психического и личностного развития.
•    «Сказбука»  https://skazbuka.com – обучающее приложение для детей 2-6 лет с играми, сказками и мультфильмами. Буквы, цифры, размеры, цвета, формы! Учим читать и считать! Развиваем эмоциональный интеллект, логику и мышление. 766 уровней развивающих игр, 332 часа обучающих курсов, 228 познавательных мультфильмов, 12 аудио-сказок.
•    «Тилли» https://tillionline.ru  – платформа для детей от 3 до 8 лет, которую можно использовать при подготовке ребенка к поступлению в школу. Удобно и систематично развивать его навыки и учить чему-то совершенно новому. Упражнения по разнообразным тематикам сопровождает зайчонок Тилли. Он хвалит ребенка за успехи и приободряет, если что-то вдруг пошло не так. За прохождение упражнения ребенок получает кубок.
•    «Умназия»  https://umnazia.ru  – интерактивные онлайн-курсы и тренажеры для развития мышления детей 6 – 13 лет. Развивает логику, внимание, эрудицию, обучаемость и память. Платформа направлена на  индивидуальную траекторию детей. Умные алгоритмы составляют для ребенка персональный план развития необходимых навыков.
•    «Легко сказать» https://yandex.ru/alice/legko-skazat – детский тренажёр для развития речи. Осваивать речь детям помогают герои мультфильма фиксики, а также звукли – звезды в образах фантастических героев. Тренажер бесплатный и работает на любом устройстве: смартфоне, умной колонке или компьютере. Для работы необходимо установить браузер Яндекс или приложение Яндекс. Для активации тренажера необходимо, включив браузер, сказать: Алиса, включи навык «Легко сказать».
•    «eSchool.pro» https://eschool.pro/welcome – платформа, помогающая освоить детям математику и русский язык. Занятия учат ребенка думать и действовать самостоятельно, работать с большим количеством информации и правильно планировать свой день. Родители видят детальную статистику по результатам обучения ребенка.
•    Проект «Планета сказок» http://www.planetaskazok.ru/ – коллекция художественной литературы, в которую входят сказки, рассказы, стихи и иллюстрации к ним. Для повышения интереса со стороны юных читателей использована преимущественно иллюстрированная детская литература, можно читать сказки в режиме онлайн. Красочные, красивые иллюстрации, предпочтение работам известных художников как отечественных, так и зарубежных.
•    «Мир природы» https://worldofnature.ru/– это иллюстрированная энциклопедия для детей и полезные материалы для родителей. В энциклопедии представлена исчерпывающая информация о существующих, вымерших и мифических животных, странах и народах мира, выдающихся учёных и многом другом. Активные игры для детей, интересные статьи и факты.
•    Портал детской безопасности МЧС России «Спас-экстрим». http://www.spas-extreme.ru/ – информация по безопасности для детей и их родителей, игры, конкурсы, детская мультимедийная энциклопедия, памятки «Это должен знать каждый!» и многое другое.
•    «Kids Smart» https://kids-smart.ru/ – игровая платформа интеллектуального развития детей. Занятия и упражнения распределены по предметам и темам занятий, возрастным группам и уровням сложности. Все упражнения озвучены. Достижения, награды и дипломы помогают родителю следить за успехами малыша.
•    Сайт «Развитие ребенка» http://www.razvitierebenka.com/ – многоплановое интернет-пространство для раннего развития детей. Рекомендации дидактических пособий, описания упражнений, которые доступны для выполнения в домашних условиях, много развивающих карточек и раскрасок для распечатывания, идеи для сотворчества детей и взрослых и многое другое.
•    «По складам» http://poskladam.ru/ – Android приложение по обучению чтению. Слоги – слова – фразы, тренировка звуков русской речи, буквенная мозаика, словарный запас в 1000 слов. Уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети постепенно начинают усваивать принципы составления и чтения слов.
•    «IQша» https://iqsha.ru/ – платный сайт для детей от двух до одиннадцати лет. Задания и упражнения для детей разных возрастных групп: для детей от 2 до 4 лет разработаны развивающие и обучающие игры, для детей от 5 до 7 лет разработана программа легкой и увлекательной подготовки к школе. Айкьюша награждает детей медалями, кубками и дипломами.
•    «Детские электронные презентации и клипы» https://viki.rdf.ru/ – многообразие тем презентаций: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и многое другое. На их основе родители могут вести беседы и рассказы.
•    «Развивающие игры для вашего голопуза» http://golopuz.org/ – развивающие онлайн-игры для детей школьного и дошкольного возраста на развитие логики, творческого мышления, познание мира. Подача материала в понятных и интересных ребёнку картинках. Разделы: «Пазлы», «Учимся читать», «Математические игры», «Раскраски» и др.
•    «Приключения Чевостика» https://chevostik.ru/lessons – образовательный сайт, предназначенный для детей 3 – 8 лет. Это большая интерактивная энциклопедия в аудио-формате, увлекательные приключения, тесты и игры.
•    Сервис дистанционного образования детей «Alimok» https://alimok.com – «Вселенная» интерактивных и современных заданий для успешного развития ребенка. Курс дошкольного образования, более 10 тысяч заданий с озвучкой, содействует обучению детей, развитию восприятия и внимания детей.
•    «Играемся» https://www.igraemsa.ru/ – сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие.
•    «Чудо-юдо» https://chudo-udo.info/ – разнообразные развивающие материалы: кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы. Сайт наполнен материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн активностей.
8.    Педагоги дошкольного образования для организации работы с детьми и семьями воспитанниками могут использовать материалы виртуального методического кабинета http://www.pedkabinet.ru/.
9.    Для организации самостоятельной работы родителей с детьми педагоги организуют консультирование и обучение родителей (законных представителей) воспитанников через официальный сайт, персональный сайт педагога, электронную почту. Рекомендуется создание групп в социальных сетях, ютуб-канала.
10.    На сайтах размещаются: игры по образовательным областям, познавательный материал по теме недели, произведения художественной литературы, презентации и ссылки на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком.
11.    Ютуб-канал – это база для размещения видео-консультаций по актуальным вопросам работы с детьми, видео-занятий, мастер-классов.
12.     Группа в социальной сети – закрытое сообщество, которое администрируют педагоги. Там размещаются альбомы с фото, обучающие видео, карточки с упражнениями, игры. Это наиболее удобный способ взаимодействия с родителями.
13.    Электронная почта используется педагогами для отправки родителям (законным представителям) индивидуальных заданий для ребенка, находящегося дома, рекомендации, ссылки на  видеозаписи, виртуальные экскурсии, олимпиады и конкурсы.
14.    Мессенджеры Viber или WhatsApp используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.



Памятка для родителей
«Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции»
Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине.
1.    Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?
Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который используют при оценке дошкольных образовательных организаций.
Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Повышенную усталость дошкольника можно наблюдать в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.
Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. Три параметра – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.
Чем можно заняться с ребенком дома?
Главное для дошкольника – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Родителям необходимо погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно.
Каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.
Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…
Тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Поделки, аппликации и многое другое – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.
Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.
Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Самоизоляция – отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются виммельбухи.
Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. С кубиками можно придумать большое количество игр.
Как быть с физической активностью при малой площади квартир?
Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вообразите, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку.   Все это сопровождается крупно моторными движениями.
Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек.
Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.
Можно предложить реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.
Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.
По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету «Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.
Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?
Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.
Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.

Дополнительные материалы
Последние новости



Статьи, интервью, мнения
Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Обучение для специальностей будущего
Владимир Кечемайкин
Директор Рузаевского института машиностроения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Александр Милёшкин
Руководитель регионального специализированного центра компетенций «Веб-дизайн и разработка»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков

Интервью

Анатолий Брагин
Директор центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. Е.М. Дианова»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
В 2019 году в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им....
16.03.2022

Партнеры

Общественная детская экологическая организация Зелёный мир

Интересный факт

Школьный портал Республики Мордовия Schoolrm.ru — это центральный ресурс образовательного проекта «Современный Интернет-сайт в каждую школу». Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.

© 2011 - 2024
При использовании материалов гиперссылка на schoolrm.ru обязательна.
Яндекс.Метрика