Интервью![]() Наталья Вознесенская, 31.08.2014 Мы не просто работаем с известными образовательными ресурсами - мы разрабатываем собственные! Заведующая кафедрой информатики и вычислительной техники МГПИ им. М. Е. Евсевьева, кандидат педагогических наук, доцент Начался новый учебный год, и за парты в числе тысяч школьников и студентов сели те, кто решил посвятить свою жизнь учительству. Через несколько лет они, напитанные знаниями и стремлением сделать школу лучше, начнут свою работу. О том, какими будут учителя нового поколения, работающие по законам информационного общества, мы поговорили с кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой информатики и вычислительной техники МГПИ им. М. Е. Евсевьева Натальей Вознесенской. — Наталья Владимировна, поздравляем Вас с началом учебного года! С каким настроением Вы приступаете к работе? — Спасибо! И я поздравляю всех педагогов и их учеников с 1 сентября. Уверена: у них, как и у меня, отличный настрой, ведь новый учебный год для каждого из нас — это возможность вернуться к любимому делу, получить много новой полезной информации и вырасти профессионально. — Информационное общество диктует новые правила работы. И в первую очередь это касается использования новых технологий. Насколько они затрагивают работу учителя? — В последнее время в Мордовии сформировалось достаточно устойчивое отношение к информатизации как не к процессу оснащения школы компьютерами, интерактивными досками, а как к инновационной технологии, которая меняет содержание образования, формы работы педагогов и учеников, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Сегодня информатизация влечет за собой изменения образовательных результатов и достижений учителей в школах. В результате информатизации школа начинает работать по-новому. Поэтому педагогическое образование призвано готовить педагогические кадры нового типа. — Сейчас МордГПИ не просто, как раньше, готовит педагогов, но и учит их грамотной организации рабочего процесса учителя. В том числе - работе с электронным журналом, чтобы, приходя в школу, практиканты или молодые преподаватели уже свободно им владели. Как осваивают новые технологии те, для кого более привычен и понятен обычный бумажный журнал? — Важным условием для эффективной подготовки будущего учителя к работе в современной информационной среде школы является сформированность такой среды в вузе. В МордГПИ созданы все необходимые условия для подготовки учителя к работе с новым оборудованием, электронными образовательными ресурсами и сервисами. В 2013 году утвержден разработанный Минобрнауки профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Согласно принятому стандарту педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования предполагает использование современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий. Речь идет о ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся. Еще до принятия профессионального стандарта для педагогов в МордГПИ началась подготовка студентов выпускных курсов к работе с электронными журналами. Были разработаны и внедрены специальные курсы, ориентированные на формирование компетенций будущего учителя в области работы с электронным журналом. — Насколько я знаю, пединститут знакомит будущих преподавателей и с другими подобными системами. Тем не менее, ЭлЖур заявил о себе в тысячах школ страны, и педагоги не стесняются рекомендовать его. Лично для Вас в чём его основные удобства? — Подготовка будущих учителей к работе с электронными журналами началась с анализа существующих систем. К сожалению, разработчики электронных журналов недостаточно внимания уделили педагогическим вузам, не предоставив им доступ к полному функционалу системы на специальных условиях. Поэтому выбор платформы для нас был очевиден – ЭлЖур, т.к. для подготовки будущих учителей разработчиками предусмотрен бесплатный доступ ко всем сервисам системы. Кроме того, система имеет ряд преимуществ перед своими конкурентами. В первую очередь, это наличие инструментов для проведения педагогического мониторинга. К тому же было важно сконцентрироваться именно на работе с электронным журналом, а не с подобием социальной сети, в которую превратились многие сервисы. — Какие ещё сервисы, созданные для работы педагогов с использованием достижений информационных технологий, Пединститут использует при подготовке будущих преподавателей? — В настоящее время к современному учителю предъявляются высокие требования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий. В условиях работы школ по новым ФГОС широко используются в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, однако, такой процесс невозможен без специальной подготовки будущих учителей. И здесь важно не только научить работать с известными коллекциями цифровых образовательных ресурсов, но и разрабатывать собственные. Для подготовки учителей и выпускников к разработке электронных образовательных ресурсов в МордГПИ коллективом преподавателей, разработаны дополнительные образовательные программы. Кроме того, ежегодно, в феврале МордГПИ устраивает республиканский конкурс на лучший электронный образовательный ресурс среди учителей школ, колледжей, преподавателей и студентов вузов. — Вернёмся к организации работы преподавателя. Думаю, не открою тайну, если скажу что львиная доля времени уходит на составление отчётов и проведение аналитики качества обучения. Автоматизация этой работы в электронной системе помогает преподавателям экономить время и при этом яснее видеть свои сильные и слабые стороны? — С ростом отчетности в школах современному учителю, руководителю образовательной организации без инструментов, позволяющих автоматизировать проведение педагогического мониторинга просто не обойтись. Инструменты ЭлЖур позволяют в динамике отслеживать результаты учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом. По этой причине предъявляются более высокие требования к подготовке учителя в области информационных и коммуникационных технологий. Мы регулярно обновляем образовательные программы с учетом изменений законодательных актов и нормативов, обновлений программного обеспечения, появления новых инструментов в работе учителя. Стараемся, чтобы наши материалы были актуальными и современными, а обучение отражало действительность и было максимально практико-ориентированным. Именно хорошая подготовка в стенах института позволит в будущей профессиональной деятельности учителю экономить свое время с использованием новейших сервисов о которых мы сегодня говорим. — В мои школьные годы у учеников был солидный запас времени от момента, когда ты получил неважную оценку, до родительского собрания, когда родители узнали об этом и начали как-то реагировать. «Электронный журнал» сильно сокращает эту дистанцию, и у родителей появляется возможность «поймать» проблему ребёнка в самом её зачатке. Можно ли говорить о том, что с ЭлЖуром связка «учитель-родители» работает более результативно? — Конечно. Я сама являюсь мамой школьника. В напряженном темпе современной жизни все сложнее найти время на посещение школы, на общение с классным руководителем и тем более, с учителями-предметниками. Между тем, необходимость в этом, безусловно, есть. ЭлЖур позволяет родителям оперативно получать информацию о посещаемости, результатах своего ребенка, видеть реальную картину его достижений, достоверную оценку его учебной деятельности, участвовать в формировании портфолио. — Велика ли разница между системой оценки в школах и вузах? И с помощью каких систем оценивают знания студентов в самом Пединституте? — Возможности ЭлЖур по большинству параметров удовлетворяют требованиям вуза к электронным журналам. Однако, в вузе пока используются журналы, созданные в MS Excel. Электронные таблицы обеспечивают высокую гибкость в реализации существующей балльно-рейтинговой системы оценки знаний, но требует трудоемкой работы каждого преподавателя. Кроме того, в условиях отсутствия унификации электронных журналов и процедур их ведения автоматизация мониторинга учебной деятельности в сложившейся системе оказывается трудно невыполнимой задачей. Поэтому ЭлЖур вполне мог бы стать вузовской платформой. При этом студенты имели бы возможность видеть преимущества ЭлЖур не только с позиции учителя и завуча, но и с позиции ученика. Такая модель школьной информационной среды в вузе способствовала бы формированию профессиональной мотивации будущего учителя. — Вообще использование мультимедийных инструментов в работе педагога – это дань моде или естественная необходимость? — Ключевой фигурой информационно-образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. И здесь важно найти ту грань, которая позволит сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Для эффективного внедрения информационных технологий в учебный процесс как школы, так и вуза необходимо активное научно-образовательное сотрудничество. В условиях, когда перед вузами ставится проблема преодоления разрыва знаний между знаниями, необходимыми сообществу работодателей, и набором знаний и компетенций, получаемых выпускниками, необходимым становится формирование единой информационно-образовательной среды школы и вуза. Это особенно актуально для региональных системообразующих вузов, занимающих ключевые позиции в регионе по подготовке педагогических кадров. ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» выступает как Мордовский базовый центр педагогического образования и мы всегда открыты к сотрудничеству. И благодарим ЭлЖур за предоставленную возможность работать с новейшими сервисами и инструментами. Беседовала Наталья Белянина, Schoolrm.ru Источник: Schoolrm.ru Просмотров: 11325 |