Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Загрузка плеера

Юрий Митрофанов

Юрий Митрофанов, 22.04.2011

Развиваем интерес к научно-исследовательской работе и воспитываем патриотов

Директор МОУ «Лицей №26»

— На главной странице старого сайта вашего лицея написано, что основная цель лицея — формирование интеллектуального потенциала общества. Как Вы оцениваете работу вашего учебного заведения по достижению этой цели и школ Саранска?

— В решении этой задачи нашим педагогическим коллективом делается немало, об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ и уровень подготовки наших выпускников к учебе в вузах не только нашего города, но и страны – Московский государственный университет, Университет дружбы народов, педагогический университет и многие другие. Самый главный показатель – это ученики, которые завершили обучение в нашей школы, а потом и в высшем учебном заведении столицы стали хорошими специалистами и успешными людьми. Более 30% выпускников выбирают в качестве своей профессиональной деятельности – науку. Мы гордимся нашими выпускниками, которые стали известными учеными Мордовии, в числе которых доктора медицинских и педагогических наук, профессора.

Все это говорит о том, что мы в определенной степени достигли решения этой задачи, но мы также понимаем, что современное общество предъявляет серьезные требования к образовательному уровню выпускников школ. Все процессы модернизации, которые утверждаются в жизни нашего российского общества, говорят о том, что нужно больше внимания уделять талантливой молодежи, развивать научный потенциал молодого поколения.

Но есть и проблемы, особенно это касается части работы с одаренными детьми. Поэтому мы сейчас вышли на плотное сотрудничество с Мордовским государственным университетом им. Н.П. Огарева в частности с факультетом электронной техники и институтом физики и химии. Это дает и материальную базу, и иной уровень образования, а также общение ребят с преподавателями вуза дает наиболее высокие результаты. Такой формат работы с вузом открывает большие перспективы в научно-исследовательской деятельности ребят, сотрудничестве педагогов университета и лицея. В процессе работы идет взаимный процесс обогащения учителей лицея наукой и методикой высшей школы, а преподаватели вуза получают определенный опыт формирования интеллектуального потенциала ребят в школе.

Краткая справка

Митрофанов Юрий Петрович родился 9 мая 1946 года, русский.

Образование высшее, в 1973 году окончил МГУ имени Н.П.Огарева.

Учитель высшей квалификационной категории, заслуженный работник образования РМ, награжден значком «Отличник народного просвещения».

Лауреат Премии Главы Республики РМ, награжден Почетным Знаком МЧС России «За заслуги». 30 лет – бессменный руководитель.

В 1998 году стал «Директор года России».

В 2009 году Указом Главы РМ присвоено звание «Народный Учитель РМ».

В 2010 году директор лауреат конкурса «Школа России - 2010».

— Нам известно, что на базе вашего лицея работает научное общество «Эврика», которое тесно сотрудничает с МГУ им. Н.П. Огарева и МордГПИ им. М.Е. Евсевьева. Чем занимается это общество и какую пользу приносит, как ученикам, так и педагогам?

— Общество «Эврика» было создано 15 лет назад, когда мы впервые стали сотрудничать с мордовским педагогическим институтом. Цель состоит в том, чтобы отобрать ребят, у которых есть интерес к исследовательской и экспериментальной работам, которые хотят выйти за рамки школьной программы. Я считаю, что в любой школе нужно создавать такие условия, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать в научной или художественной деятельности, и не замыкать образовательный процесс только рамками урока. Урок является базой и основой обучения.

В рамках работы общества мы проводим ежегодные научно-практические чтения «Эврика». Ребята в течение года занимаются пусть не большими, но исследовательскими работами, проводят эксперименты. Результаты своей деятельности они представляют на суд всего ученического коллектива. Участие отдельных учеников класса научной деятельностью способствует вовлечению в этот процесс одноклассников.

Приятно осознавать, что к нам на научно-практические конференции приезжают сверстники из других городов России. В частности из гимназии им. Белинского г. Пензы, которые в этом году увезли первые премии во всех номинациях, в которых выступали. Это разозлило наших ребят (в хорошем смысле этого слова) и как наш ответ — выпускник 11 класса Юрий Смирнов на всероссийской олимпиаде по истории, которая проходила в Смоленске, стал серебряным призером России.

— Известно, что с 2000 года в лицее действует кадетский военно-педагогический класс. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте создания подобных объединений? Каковы перспективы этого начинания? Как развивается этот класс в настоящее время?

— Кадетский класс это не изобретение чего-то нового, это взгляд в прошлое. 90е годы, которые были весьма сложными для нашей страны и каждого поколения. Это было испытание для взрослых, молодежи было трудно разобраться, что делать, куда стремиться, чем заниматься. Это было время, когда такие понятия как патриотизм сравнивали с милитаризмом, когда со всех сторон пытались очернить нашу историю и наши боевые традиции. И молодым юношам было не просто разобраться, где истинные ценности. Понимая всю ответственность перед нашими воспитанниками, мы решили акцентировать внимание на патриотическом воспитании, а формой патриотического воспитания мы избрали кадетские классы.

Я глубоко убежден, что сочетание традиций прошлого и инноваций нашего времени — надёжный путь к успеху. И 10 лет, которые мы проработали в режиме кадетского образования, подтвердили эту мысль.

Основная цель — это подготовка ребят к достойному служению отечеству не только на военном поприще, но и на гражданском и педагогическом. Главное — достойное служению Отечеству. Всё содержание работы кадетского класса направлено на решение этой задачи.

Учебный план у них сформирован из двух блоков: общеобразовательные и специальные дисциплины. Мы работаем в плотном взаимодействии с МЧС по РМ и избрали профиль «Юный спасатель». Кроме учебных занятий, разработана система внеурочной деятельности, которая связана в первую очередь с приобретением практических навыков юного спасателя на базе МЧС (пожарный полигон; аварийно-спасательная служба; занятия, проходящие на базе главного управления МЧС), а также традиционные соревнования «Кадетская осень», «Школа безопасности», «Пожарная эстафета» и посвящение в кадеты. Мы стремимся в кадетских классах создать атмосферу, чтобы каждому кадету было понятно — «Служение России — Святое дело».


«Авторы стандарта переоценивают возможности начальной школы»


— Широко обсуждаемая сейчас тема – это введение новых образовательных стандартов, в рамках которого планировалось или планируется до сих пор введение предмета «Россия в мире». Как вы относитесь к введению этой дисциплины?

— Я очень рад, что Минобрнауки представил на общественное обсуждение проект нового стандарта основного, среднего и полного образования. Педагогическая общественность и все здравомыслящие люди включились в обсуждение того, что было предложено. Лично для меня, как учителя истории не понятно, что это за название. Или это хотят вплести историю России в мировую историю, или это сделано с умыслом, чтобы вычеркнуть национальный колорит, характер и традиции, которые присущи нашему русскому народ? Мое мнение, что такого предмета в школе не должно быть, а должна быть «История родного отечества». История — это предмет, который вбирает в себя историю многих предметов. Изучая математику, физику, химию и другие предметы, мы обращаемся вначале к истории: кем, где и когда были сделаны открытия. История не может быть без Ломоносова, Пушкина, Попова, Королева… и мне очень хотелось бы, чтобы по истории был создан более позитивный учебник.

— Со следующего учебного года новые стандарты будут введены в начальной школе, а затем в течение нескольких лет в средней и старшей школах. Что, на ваш взгляд, готовят новые образовательные стандарты для школ России и вашего лицея в частности?

— Сейчас мы активно готовимся к реализации новых стандартов в начальном общем образовании. С 1 сентября 2011 года первоклассники будут работать уже по новому стандарту, в новом режиме. Конечно, новые стандарты отличаются от предыдущих, но авторы стремились к тому, чтобы новые стандарты были актуальны и отвечали времени, особенно в той части, что касается компьютеризации и информатизации.

Моё мнение, что авторы стандарта переоценивают возможности начальной школы, обучение компьютерной технике и информационным технологиям, в той части, что ученик первого класса должен учиться письменно, работать на бумажном варианте и уже работать на клавиатуре. Много вопросов и много сомнений вызывает новый стандарт. Мне бы хотелось, чтобы в начальной школе было больше живого общения, общения с книгой, «гармонии с природой во всех отношениях» (например, звездное небо нужно смотреть не на атласе или экране монитора, а вечером собраться, взять телескоп и посмотреть на небо).

Также стандарт вызывает трудности в плане 10 часов внеклассной внеурочной работы. То есть, кроме 4-х часовой программы обучения, ребенок ещё в течение 2,5 часов должен находиться в школе для занятий по интересам. Сама по себе идея не плоха, но и не нова, мы всегда стремились к этому. Но как это реализовать? Тот вариант, который предложили разработчики, в реальности реализовать не получится, потому что, во-первых, наши школы переполнены (работают в режиме двух смен), нет свободных площадей, во-вторых, это наличие специалистов — нельзя все перепоручить учителю, т.к. не все учителя могут профессионально преподнести тот или иной вид творческой деятельности. Следовательно, нужно приглашать специалистов со стороны, а это в свою очередь вызывает трудности с оплатой и финансированием.

Некоторые наши школы прошли эксперимент и имеют соответствующие наработки. Будем использовать эти наработки, но сначала нужно самим попробовать и делать уже не теоретические выводы, как я делаю это сейчас, а из реальной практики.

— По мнению разработчиков проекта стандарта, за последние 10 лет старшая школа так и не стала профильной. Как вы считаете, помогут ли новые стандарты для достижения этой цели?

— Я считаю, что общеобразовательная школа должна в первую очередь дать очень прочные и качественные знания. В отдельных случаях мы можем заниматься предпрофессиональной подготовкой, но не профильной. Конечно же, многие школы выбирают профильные классы, как например, в нашем лицее — это кадетский класс, идут по пути предпрофессиональной подготовки и имеют определенные результаты. Пока у нас не было кадетского класса, у нас не было ни одного ученика, который был бы сориентирован на военную специальность. В настоящее время у нас более 70% выпускников готовы поступать на военные специальности, но не всем это удаётся. В прошлом году на факультете механизации МГУ была открыта специальность «Чрезвычайные ситуации и пожарная безопасность», на очное отделение которой поступило 8 из 23 выпускников нашего лицея. Кроме того, одни из наших выпускников поступил в пожарный институт г. Иванова, другой — в Академию гражданской защиты системы МЧС и еще один — в Академию пограничных войск.

Смысл профильной работы заключается в том, чтобы дать определенные навыки и вызвать интерес к той или иной специальности. Помочь определиться с выбором будущей профессии и вуза.

Я считаю, что стандарт, особенно среднего образования, потребует внесения больших корректив и изменений.

— На сегодняшний день наблюдается очень бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, которые с успехом применяются в образовании. Каков уровень применения этих технологий в вашем лицее? Какие перспективы данного направления вы видите?

— Это не просто примета времени, это требование времени. Ведь каждое время имеет свои отличительные особенности. Три года назад мы это обсуждали на педагогическом совете, уже тогда мы имели и первый положительный опыт, и интерес. За это время мы приобрели более солидный опыт. Сегодня без современных информационных технологий эффективно решать задачи образования просто немыслимо. Речь идет не только о создании презентации и фото-ряда. Мы создаем условия, чтобы ребята стали не только опытными пользователями ПК, но и с помощью информационных технологий создавали свои проекты. Компьютерная техника позволяет проводить экспериментальную и исследовательскую работу.

Около 70% наших учителей увлечены новыми информационными технологиями. Для этого они с удовольствием проходят курсы, занимаются самообразованием. На данный момент у нас создается локальная вычислительная сеть учреждения, в рамках которой каждый учитель будет иметь на своем рабочем месте компьютер с доступом в Интернет, что положительно скажется на качестве образовательного процесса.

На сегодняшний день мы имеем следующую материальную базу: порядка 48 ПК и ноутбуков, 3 интерактивных доски, 6 мультимедийных проекторов, но этого не достаточно. Время требует, чтобы данное оборудование было в каждом классе.

Моё мнение, что строить планы на успех только на основе компьютеризации — ошибочно. Я глубоко убежден, что никакой компьютер, не может заменить живого, доброго и умного слова учителя. Компьютер — это инструмент, при помощи которого учитель организует процесс. Если мы будем отказываться от традиционных форм обучения, мы можем прийти к такому неоварварскому обществу, где исчезнет всё человеческое (чувства, общение и интерес друг к другу).

Я за то, чтобы современный учитель в совершенстве владел не только компьютерной техникой, но еще и добрым, умным, красивым, честным, светлым русским словом и очень красивой учительской душой.

— Что касается учителей старшего поколения — они проходят курсы компьютерной грамотности, с этим всё понятно. Как, на Ваш взгляд, обстоят дела с выпускниками педагогических вузов, которые сразу же идут на работу в школу? Известно, что с назначением В.В. Кадакина новым ректором Мордовского пединститута, коренным образом поменялся подход к образованию, изменилась техническая база. Как Вы думаете, образование, которое даёт пединститут (в том числе и в плане информационных технологий) помогает каким-то образом молодым специалистам?

— Я считаю, что если сейчас современная методика выстраивается в большей части на успешном использовании информационных технологий, то готовить будущих преподавателей без такой специальной подготовки просто немыслимо. Новый специалист обязан владеть этим.

В этом году мы принимаем двух молодых специалистов, посмотрим, как они владеют. Я с ними разговаривал и они сказали, что в том объёме, который необходим учителю, у них этот навык имеется. Это, по-моему, даже не должно обсуждаться — современный учитель должен владеть этими навыками. Что такое компьютер в школе — это инструмент, при помощи которого ведётся работа. Но как человек, если он не владеет этим инструментом, может организовать работу. Хотя, это не основа всех основ, но, тем не менее… Тем более, сейчас по новым стандартам сразу нужно учить ребёнка писать в бумажном варианте и на клавиатуре работать — значит, надо самому в совершенстве этим владеть.

— Подводя итог информационно-технологической части нашей беседы, мы не могли не поинтересоваться Вашим мнением о проекте, который запускает наша компания совместно с Департаментом по социальной политике г.о. Саранск. Каждая школа получит в своё распоряжение собственный сайт, который будет отвечать всем современным требованиям. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы этого проекта и нужна ли его реализация?

— Когда я впервые из уст Г.А. Лотвановой услышал, что нам предлагают такой проект и, причём бесплатно, я переспросил: «А не ошиблись?». Но я понял, что авторы этого проекта — люди, настолько увлечённые и преданные этой идее, что они готовы пойти на всё, чтобы это дело стало реальностью в жизни школ. Я считаю, что это очень правильный подход, ведь всё начинается со школы. Я так рассуждаю: если не заботиться о школе, то у этого государства нет перспективы. И вы как раз вносите маленькую долю, а может, и не маленькую в то, чтобы у школы, у страны были перспективы.

Ваш проект позволит нам, во-первых, подойти к вопросу более грамотно, более современно. Вы нам предложили и формат построения, который позволит нам более солидно себя презентовать. И использование сайтов открывает нам страницы опыта других школ. Когда школьный сайт полный, объёмный, интересный, мы действительно можем в стенах родного лицея получать богатейший опыт других педагогических коллективов и с большим интересом использовать его у себя. Нам приятно осознавать, что и мы будем выдавать информацию в достаточно солидном объёме для своих коллег.

Кстати, про сайт, который у нас уже был. Было несколько звонков из разных городов России, они интересовались нашим кадетским классом, информационно-технологическим классом (информация о которых расположена на страницах школьного ресурса — прим. ред.). Я просто хочу выразить благодарность вам за то, что вы живёте нынешним временем, современным мышлением, вы как раз нашли ту нишу помощи школе, в которой школа сегодня, по большому счёту, нуждается.

— Спасибо Вам, во-первых, за слова благодарности, а во-вторых, хотелось бы поговорить по поводу объёма информации, размещаемой на сайте. Я лично на себе ощутил пользу нашего портала, когда захотел узнать об административном составе, который работает в вашем лицее. Я зашёл на сайт, выбрал вашу школу и зашёл в раздел Администрация. Вы согласны с тем, что наличие разносторонней информации о жизни учебного заведения, позволяет формировать положительный имидж школы не только в рамках Саранска или Мордовии, но и на территории всей страны?

— Безусловно, что, если мы заявляем о каких-то инновационных подходах, то ориентируем себя, что это новый проект для всех школ города и республики. Кроме этого, я хотел бы подчеркнуть, что это очень большая ответственность. Когда ты заявляешь о себе — это уже ответственность не просто перед самим собой, перед коллегами, перед своими учениками, это уже большая ответственность перед педагогическим сообществом. Если кроме заявления о проекте не будет какого-то опыта в его реализации и людям нечего будет сказать, это уже волюнтаризм или ещё что-то такое, когда мы просто можем вводить людей в заблуждение. Так вот, я прекрасно понимаю меру ответственности, когда мы заявляем о себе на сайте. С одной стороны — это, конечно, информация, это создаёт имидж, но с другой стороны — это несёт колоссальную ответственность за заявленный проект.


Чем комфортнее школьные условия, тем легче учиться


— Очень хотелось бы коснуться одной из сторон образовательного процесса, которая не всегда на виду у общественности. Не каждая школа может похвастаться наличием тренажёрного зала, зимнего сада, собственным кафе или даже медико-оздоровительным центром. На Ваш взгляд, какова польза от всех этих дополнительных «идей» в школе и нужно ли, чтобы они появлялись и в других образовательных учреждениях Саранска?

Президентская инициатива «Наша новая школа» состоит из пяти направлений, одно из которых так и сформулировано «Развитие школьной инфраструктуры». Нам приятно осознавать, что мы гораздо раньше работали над созданием этой инфраструктуры. Я не так это называл, но я глубоко убеждён, что ребёнок должен находиться в школе, где условия были бы достойны его человеческого значения. Исходя из этого убеждения, мы всё это и создавали. Эта мысль меня никогда не покидала, я считаю, что в уважающих условиях ребёнку просто комфортно пребывать. Здесь, наверное, легче учиться.

Допустим, наше школьное кафе. Сегодня я уже рассказывал, как мы шли к тому, чтобы у нас на столе были бумажные салфетки, вилки, декоративные цветочки и всё остальное. Создавая эти условия, мы тем самым воспитываем детей.

Проблема здоровья — очень актуальная сейчас проблема. Президент в своём послании сказал, что это одна из стратегических задач в образовании. Поэтому, мы и создаём условия для профилактики, для оказания какой-либо профилактической помощи. Наш медико-оздоровительный центр «Гармония» как раз предполагает, во-первых, создание нормальных условий. У нас есть стационарный стоматологический, процедурный, физиотерапевтический кабинеты. У нас есть фито бар, рабочее место врача и рабочее место медицинской сестры. Кроме того, ещё есть цветочная галерея, где ребята могут принимать различные аэро-процедуры. Мне вспоминается ситуация, когда у нас был медпункт. Заходишь — в притолоках стоит стоматолог, лечит зубы, за какой-то кушеткой делают учителю укол, рядом кого-то «слушают»… Это было так плохо, так неправильно. Поэтому я сказал, что нам надо создать нормальный медико-оздоровительный центр, чтобы всё это было по-настоящему, серьёзно и безопасно. Тренажёрный зал сейчас тоже просто необходим юношам.

Я вообще поборник книги и каждый раз ребятам говорю: «Знаете, почему тот, кто создал компьютер смог создать его? Потому что он много читал книг. Поэтому я прошу вас — читайте книги. Никакой монитор не заменит этого». У нас есть читальный зал. У нас есть хореографический класс. Мы создаём условия для того, чтобы ребёнок мог действительно всесторонне развиваться. Чтобы мог прийти в школу и заняться здесь танцами, спортом, поправить своё здоровье, побывать в читальном зале, в тренажёрном зале. Зал искусств, литературный салон, музей — это всё подчинено тому, чтобы ребёнок мог себя здесь и реализовать и получить всё необходимое, что должен получить в школе.

Я всегда был противником тех школ, где это коридор и классы. Это ужасно. Отсюда мы и пошли. Мы стали создавать комфорт. Зимний сад… Честно хочу сказать — раньше там была раздевалка. Деревянная, опасная, меня пожарные много раз штрафовали. Я не мог придумать, что там должно быть и вдруг, наверное, всевышний мне послал идею создания зимнего сада. Мы всё это разломали в одночасье, поставили несколько цветочков. Я преследовал какую цель — заходит человек в школу, с разным настроением приходят и взрослые и дети, пусть они пройдут через ауру зимнего сада, которая снимет с них всякое напряжение, раздражённость, усталость и он уже войдёт с добрым, хорошим настроением. Что мы сейчас и испытываем.

В этом году мы реализуем два проекта по линии попечительского совета. Первый проект — это чистая вода: мы с сомнением относимся ко всем коммерческим структурам, которые возят воду в баллонах, неизвестно, откуда они, поэтому мы решили установить систему тройной очистки, чтобы ребята в школе пользовались чистой водой, в частности на пищеблоке. А сейчас мы завершаем проект «Комфорт». Это наличие в каждом туалете зеркала, освежителя воздуха, туалетной бумаги, жидкого мыла, дозатора и сушилки. Это всё как раз и входит в понятие «инфраструктура». Нам надо создать просто условия. И я хочу сказать, что это очень важно. Во-первых, не все ребята могут получить эту культуру дома, а во-вторых это приучает детей к тому, что они начинают ценить доброе, красивое и уютное.

Мы прошли этот путь становления, я считаю, что в школе у нас хорошо, комфортно, хотя, хотелось бы и ремонт хороший провести, но это уже зависит не от нас.

— Завершая нашу беседу, которая получилась безумно интересной, на мой взгляд, хотелось бы поздравить Вас с предстоящим юбилеем, который, насколько нам известно, будет 9 мая, пожелать Вам успехов не только как личности, но и как руководителю такого большого и дружного коллектива вашего лицея. Спасибо ещё раз за беседу и за то, что выделили для нас это время.

— Я хочу поблагодарить за то, что вы тоже нашли время, но и позвольте мне выразить надежду на наше хорошее творческое сотрудничество. Я всегда считаю — не имей сто рублей, а имей сто друзей и чем больше друзей будет у школы, тем нам будет интереснее работать. Я думаю, что мы в вашем лице обретём хороших друзей 26 лицея. Будем рады видеть вас на наших реальных мероприятиях, событиях. Потому что одно дело — я рассказываю, хорошо или плохо, а другое — посмотреть и, самое главное, увидеть глаза детей, потому что только они могут рассказать всё то, что происходит в их внутреннем мире. 

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 3393


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы