Интервью![]() Юрий Митрофанов, 22.02.2013 Мы учимся искусству «быть счастливыми в жизни» Директор МОУ «Лицей №26»
Перефразируя известную поговорку, можно сказать: школы всякие нужны, школы всякие важны. И всё же среди множества общеобразовательных заведений можно выделить особенные. Пусть это субъективная оценка, но кажется, что саранский Лицей №26, отпраздновавший в конце 2012 года своё 40-летие, — как раз из этой серии. В чём же состоит его особенность, как удаётся держать марку и каковы перспективы развития — на эти и другие вопросы мы попросили ответить директора школы Ю.П. Митрофанова.
— Скоро будет два года, как на нашем портале вышло ваше интервью. Тогда, в апреле 2011 года, мы успели обсудить разные темы, но я хорошо запомнил Вашу фразу о том, что школа — это не только коридор и классы, что нужно создавать комфорт. Совсем недавно Лицею №26 исполнилось 40 лет. Как Вы считаете, удалось ли вашему коллективу создать этот комфорт? И в чём он выражается? — За 40 лет биографии лицея каждое поколение учителей и, конечно, учащихся стремятся создать комфорт школьной жизни, ибо каждому приятно работать и учиться, где уютно, красиво, где тебя понимают и ценят. За эти годы в лицее действительно много сделано в плане создания уважающих условий, в которых учатся ребята. Пройдя по школьным этажам в этом можно убедиться. Это Зал торжественных церемоний, кафе «Алые паруса», цветочная галерея, Зал искусств, учебные кабинеты. А душевный комфорт складывается из той атмосферы, которая царит в лицее, где главенствует личность ученика, лицейское братство, бережное взаимоотношение взрослых и детей, где много добрых и красивых творческих дел, которые нас объединяют в один дружный коллектив, что позволяет чувствовать друг друга не на расстоянии учительского стола и ученической парты, а в непосредственном добром общении. Мы учимся искусству «быть счастливыми в жизни».
— Я не раз бывал в вашем лицее, и всегда обращал внимание на то, как ведут себя дети, когда Вы проходите мимо. В их глазах появляется то ли гордость, то ли понимание ответственности момента, и они с выражением здороваются. У вас учатся особенные дети? Или что вы делаете для того, чтобы они так уважительно относились к педагогам и руководству? — У нас учатся обычные дети. Наш лицей иногда в шутку называют «Школой ЗДРАВСТВУЙТЕ». Действительно, у наших ребят сформирован этот очень важный элемент культуры. И это они делают всё очень искренне. А все начинается не столько с бесед о культуре, сколько с культуры поведения самого учителя и общения с ребенком. Непременно здороваясь с учеником обратись к нему с добрым лицом и по имени. И этим будет сказано твое отношение к нему, и все это будет щедро оценено ребенком. — А если бы Вас попросили охарактеризовать свою школу одним словом, что бы это было за слово? И почему? — Школу можно сравнить с семьей. Ведь, действительно, она как семья: здесь малыши становятся взрослыми, открывают мир от простого к сложному, здесь учатся уважать и помогать друг другу, преодолевать трудности. Здесь просто становишься человеком, вступающим во взрослую самостоятельную жизнь. А учителя сродни родителям: растят детей светлым умом и чутким сердцем. «Мы просто обязаны чувствовать время и работать на перспективу»— Если я правильно понимаю, Лицей начал работать над совершенствованием образовательного процесса задолго до современных государственных инициатив. Вы придумывали новые формы обучения, работали в связке с вузами, перенимали опыт коллег и т.д.. Что подтолкнуло вас к этому? — Что подтолкнуло? Время. Само время. Ведь школа не может существовать вне времени. Мы просто обязаны чувствовать время и работать на перспективу. Учим детей не для оценок, а для жизни, причем для успешной. Сейчас мы реализуем инновационный проект «Информационно-технологическое образование», сущность которого состоит в том, чтобы у учащихся политехнических классов формировать инженерно-техническое мышление, развивать конструкторские способности и т.д. Именно эта задача для лицея весьма актуальна и это вызов времени! Здесь мы сотрудничаем с МГУ, «Технопарком» и, совсем недавно, 30 января текущего года, подписан договор сотрудничества с ОАО «Орбита». — Вы руководите Лицеем более 30 лет. Я не знаком больше ни с одним из директоров школ, кто так же долго занимал бы эту должность. Это вообще может надоесть? — Один философ заметил, что учитель — это не профессия, а предназначение. Коль, я в себе осознал, что это мое предназначение, не взирая на годы, я с желанием работаю. Я не себя люблю в школе, а школу в себе. — В первом интервью, вышедшем в апреле 2011 года, Вы упомянули, что порядка 70% ваших учителей увлечены новыми информационными технологиями, помогающими им в работе. Вырос ли этот показатель за прошедшее время? Что у вас изменилось в этом плане? — За два минувших года у нас значительно окрепла материальная база для более успешного использования педагогами информационных технологий. Создана локально-вычислительная сеть, каждый кабинет подключен к интернету, в начальной школе используют цифровые лаборатории и т.д. Поэтому практически все учителя используют информационные технологии в образовательном процессе, в том числе и технологии интерактивной доски. Хотя, честно сказать, не у всех это получается, как требует время. Флагманом работы в этом направлении у нас в городе является 43 лицей, и мы у них учимся. — В 1994 году Лицею был присуждён грант Международного фонда «Культурная инициатива». Не могли бы Вы поподробнее рассказать о том, что это за награда? — Фонд «Культурная инициатива» был создан в Москве. Он поддерживал инновационные учреждения страны в реализации наиболее интересных и эффективных проектов. Наша инициатива состояла в том, что мы вместе с МГПИ им М.Е. Евсевьева создали инновационный комплекс «Школа-вуз». В рамках этого проекта были открыты лицейные классы педагогического направления, выстроилась система взаимодействия педагогов с профессорско-преподавательским коллективом института. Обучение завершалось совмещенным экзаменом за курс средней школы и вступительным в институт. Лицеисты с большой благодарностью вспоминают это время. Именно за это лицей был представлен к награде по предложению Министра образования России В. Ткаченко, который познакомился с опытом нашей работы во время посещения Республики Мордовия в 1993 году. «Истинный патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за страну, уважение к народу, не могут меняться от века к веку»— Как-то Вы сказали, что общеобразовательная школа должна дать прочные, качественные, но всё-таки не профильные знания. А что Вы думаете о средних специальных образовательных учреждениях? Ведь последнее время всё больше говорится о пользе именно ссузов, а не вузов, но школьники по-прежнему относятся к ним со скептицизмом. — Я не думаю, что школьники относятся со скептицизмом к ССУЗам. У нас в лицее после основной школы порядка 10% уходят учиться в колледжи. У ребят уже сформировался определенный профессиональный интерес. В принципе, это не плохо. Однако, я все таки сторонник того, чтобы ребята получали полноценное среднее образование, хотя, в старшей школе вобрать в себя всё безумное многообразие российской многопредметной школы качественно невозможно. Поэтому я за профильное обучение, которое позволит ребятам сконцентрировать свои усилия, внимание на том, что полезно, приятно и увлекательно. — Общеизвестно, что «фишкой» 26-го лицея является патриотические воспитание. Последнее время о патриотизме очень много говорится в федеральных СМИ, но не все до конца понимают, что значит «быть патриотом». Как ваши педагоги объясняют это детям? Патриотизм 21-го века отличим от патриотизма века 20-го? — Истинный патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за страну, уважение к народу, не могут меняться от века к веку. Патриотизм — это вечная ценность, другое дело, когда его подменяют лжепатриотизмом. У нас в лицее сложилась система патриотического воспитания с учащимися не только в кадетских классов, потому что мы стремимся к тому, чтобы в стенах лицея каждый ученик вырос патриотом. Дело, конечно, не в многочисленных мероприятиях и не в громких словах, а в том, чтобы коснуться сердца ребенка, для того, чтобы из его каждодневных поступков, отношения к труду, к жизни было соткано чувство «Я патриот самого себя, патриот своей семьи, своего лицея, своей страны». «Он никогда не обманывал родителей, не предавал в дружбе одноклассников, помогал младшим и старшим, он всегда гордился своим лицеем – все это маленькие душевные поступки из которых выросло чувство высокой нравственности и патриотизма» — так рассказывали ребята о своем однокласснике Евгении Клюкине, который погиб, выполняя воинский долг. С болью в душе мы говорим, что в этом списке еще двое ребят нашего лицея — Евгений Муравьев и Вячеслав Учайкин. Когда-то они здесь учились, сидели за этими партами, радовались жизни, дышали этим воздухом, а трель школьного звонка наполняла их детство и юность. Об этих героях знает каждый, кто сегодня учится в лицее. Память о них священна. Ежегодно 19 февраля (это стало традицией) мы проводим вечер реквием «Будь достоин», на котором присутствуют одноклассники, родители, учителя, кадеты. Происходит своего рода диалог поколений, в котором и память, и боль, и любовь, и слезы. Вот почему не надо постоянно твердить о долге, о совести, чести, доблести, патриотизме, а стремимся к тому, чтобы в каждом кадетском классе была такая атмосфера, где без лишних слов детской душе было понятно, что быть патриотом России — это святое дело. — Не менее обсуждаемой темой является вопрос религиозного воспитания детей. Я знаю, что и на этом поприще у ваших воспитанников есть успехи. Что Вы думаете об изучении религии в школе? — Считаю, что религию, как составную часть нашей истории, изучать необходимо. Ведь это наше духовное и культурное наследие. Однако религиозное воспитание ребенок должен получать, прежде всего, в семье. В лицее мы ежегодно проводим встречи родителей со священнослужителями, где размышляем по проблеме: семья, ребенок, религия. Думаю, что в этом направлении важно не столько знать каноны наизусть, сколько жить в согласии со словом Божьим, по совести, в благородных поступках, с добрым сердцем и светлой душой. Мы безмерно благодарны Владыке Вениамину Епископу Ардатовско-Атяшевской Епархии за большую дружбу, искренние напутствия и постоянную духовную заботу о нашем лицее. — Говорят, сохраняя старое, создавай новое. Как Вам кажется, куда будет двигаться Лицей дальше? На что нужно обратить внимание на пятом десятке существования школы? — Всё, что лучшее имеет наш лицей, должно продолжаться, наполняясь новым содержанием в духе времени. Непременно сохранять замечательные традиции, ведь традиции – это стержень, который объединяет поколения учителей, учеников и их родителей. Нынешние векторы развития лицея рассчитаны на перспективу. Главное сегодня и завтра – это качество и результат, и над этим надо постоянно работать, чтобы выпускники лицея были востребованы обществом, конкурентоспособными на рынке труда и образования, носителями высокой культуры, гражданственности и добра. Коллектив Школьного портала ещё раз поздравляет Лицей №26 с юбилеем! Пусть та «особенность», которую мы наблюдаем сейчас, сохранится на века. Пусть лицеисты несут своё звание гордо, сохраняя традиции прошлого и, безусловно, преумножают заслуги родной школы в будущем. Вперёд к новым победам! Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru Источник: Schoolrm.ru Просмотров: 6750 |