Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Светлана Сырцова

Светлана Сырцова, 25.03.2013

Электронный журнал/дневник - анализ, выбор, внедрение.

Заместитель директора по учебной и научно-методической работе МОУ «Лицей №43»

Летом прошлого года на портале появилось сразу несколько материалов, посвящённых внедрению «Электронного журнала» в других регионах. Мы внимательно изучили тему, пообщались с авторами проекта, и задали несколько вопросов тем, кто эту систему успел попробовать. Уже тогда стало понятно, что сервис получился действительно удобным и, что немаловажно, доступным. Когда руководство Schoolrm.ru приняло решение начать внедрение системы в Мордовии, многие школы уже знали о продукте, но не решались попробовать. Одним из первых к проекту присоединился Лицей №43, администрация которого не побоялась стать первопроходцами. О том, почему выбор пал именно на «ЭлЖур», как к нововведению отнеслись школьники и родители, и в чём удобство «Электронного журнала», мы поговорили с завучем Лицея №43 С.В. Сырцовой.

— Светлана Викторовна, насколько мне известно, до того, как начать использование системы «Электронный журнал», вы рассматривали множество других вариантов. Подозреваю, что о многих из них я даже не слышал. Что же повлияло на ваш выбор?

— Не секрет, что в настоящее время многие компьютерные фирмы занимаются разработкой подобного программного продукта. В лицее в течение нескольких лет мы пользовались собственной авторской разработкой электронного журнала, так что, опираясь на накопленный опыт, могли оценить предложения компаний, которые к нам поступали. Один из главных критериев, на который мы опирались при выборе электронного журнала – это простота и удобство в использовании для учителей. Если ведением электронного журнала не будут заниматься учителя-предметники, то эффективность таких журналов будет не очень велика. Любому родителю и любому ученику важно получать информацию не опосредованно через классных руководителей, а оперативно и напрямую от каждого учителя.


«На наш выбор повлиял пакет услуг, которые ЭлЖур предоставляет для родителей и учащихся на бесплатной основе»


— Есть еще несколько факторов, которые повлияли на наш выбор: пакет услуг, которые электронный журнал предоставляет для родителей и учащихся на бесплатной основе; возможность добавления разных типов заданий (не только параграф и упражнение); возможность написания комментариев как к отметкам, так и к поведению учеников; возможность выставления разных типов оценок; возможность исправления выставленных отметок (каждый ученик имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить) и т.д.

— Как принималось решение? Опрашивали ли вы родителей, школьников и педагогический коллектив?

— Решение о выборе журнала принималось административно. Для того, чтобы проводить опросы, нужно было, что называется, погрузить людей в проблему. Т.е. заставить их поработать в разных программных средах. Зачем? Ведь для запуска любой объемной базы данных, такой как «электронный журнал», необходимо потратить достаточно много времени. Повторюсь, что администрация опиралась на большой опыт в создании и использовании собственных наработок, а также мы анализировали отзывы коллег из других регионов.

Краткая справка

Сырцова Светлана Викторовна родилась в 1970 г. в г. Саранске Мордовской АССР.

Образование высшее, кандидат педагогических наук.

Окончила Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева в 1992 г. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Разработка локальной системы мониторинга знаний на примере естественно-технического лицея» в 2004 г.

С момента основания (1992 г.) и по сей день работает в лицее №43 (ранее Саранский городской естественно-технический лицей).

С 1992 по 1993 гг. — педагог-организатор, учитель математики; в 1993 г. – аттестовалась на вторую квалификационную категорию; в 1998 г. – на первую квалификационную категорию; в 2001 г. – на высшую квалификационную категорию; с 1998 г. – заместитель директора по учебной и научно-методической работе.

В 2001 г. удостоилась звания «Соросовский учитель»; в 2002 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования Республики Мордовия; в 2004 г. награждена почетной грамотой Администрации г. Саранска, лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации»; в 2005 г. награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, призер городского конкурса «Учитель-мастер»; 2006 г - победитель республиканского конкурса "Новое в образовании"; 2007 г. - лауреат конкурса ИКТ-учитель, проводимого Интернет-государством учителей, победитель городского конкурса "Информация образования" в номинации "Школьный сайт", победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, в этом же году награждена почетной грамотой Правительства Республики Мордовия.

— Изучив аналогичные продукты, представленные в нашем регионе, я пришёл к выводу, что только «ЭлЖур» предоставляет основной функционал бесплатно. Другие же очень сильно ограничивают базовый пакет услуг. Это можно назвать решающим фактором в решении о выборе?

— Согласно действующим нормативно-правовым актам, услуга доступа к электронному дневнику учащегося должна предоставляться на бесплатной основе. ЭлЖур не попросил ни у школы, ни у родителей никаких, даже «небольших», первоначальных взносов для запуска системы. И это оказалось тем решающим фактором, который укрепил нас в желании попробовать запустить в действие предложенный продукт. Если бы он нам не понравился по каким-либо причинам, мы бы с легкостью от него отказались, не будучи при этом обремененными никакими финансовыми обязательствами. Наши ученики и наши родители имеют бесплатный доступ к полной электронной «копии» обычного дневника учащегося, в котором присутствуют домашние задания, отметки, замечания педагогов. Дополнительно к этому в оперативном режиме родители и ученики могут задавать вопросы учителям, администрации, общаться друг с другом. На платной основе предоставляются услуги по составлению сводной статистики успеваемости и по смс-информированию.


«По закону базовый пакет услуг (т.е. доступ к информации о текущей успеваемости учащихся) должен оставаться бесплатным»


— А в чём, вообще, состоит главная сложность при выборе нужной системы?

— Ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости на территории городского округа Саранск является муниципальной услугой (Административный регламент утвержден Распоряжением Администрации городского округа Саранск от 06.04.2011 №67-р). Т.е. школы обязаны предоставлять такой сервис на бесплатной основе. Трудность состоит в том, чтобы найти ресурс, который позволил бы это сделать. Государственными учреждениями, к сожалению, платформы для электронного дневника (журнала) еще не разработано. Поэтому школы вынуждены сотрудничать с коммерческими организациями, не забывая при этом, что базовый пакет услуг (т.е. доступ к информации о текущей успеваемости учащихся) должен оставаться бесплатным.

— В системе «ЭлЖур» работа построена по принципу обычных дневников и учительских журналов, что, как я понимаю, позволяет избежать длительного обучения работе с продуктом. Этого нельзя сказать, например, про механизм других сервисов, в которых для учителя всё выглядит непривычно. Как много времени требуется педагогам для освоения?

— Как уже было сказано, простота в освоении электронного журнала педагогами была для нас основным критерием выбора. Интерфейс нашего журнала настолько интуитивно понятен, что учителя освоили его буквально после одного занятия.

— На Ваш взгляд, система хорошо адаптирована для людей разных возрастов?

— Наш мир наполнен разнообразными гаджетами. Люди разных возрастов достаточно быстро осваивают и мобильные телефоны, и банкоматы, и справочные системы. В данном электронном журнале минимизировано количество кнопок и щелчков, которые надо сделать, чтобы добраться до желаемой информации. Знаю, что с нашими дневниками работают не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, а также младшие браться и сестры.

— Что говорят коллеги? Иногда в глаза могут сказать, что всем довольны, а сами в кулуарах перебирают кости тем, кто придумал эти электронные журналы. Не замечали такого?

— Ведение электронного журнала в добавок к обычному бумажному – это дополнительная нагрузка на учителя. Конечно, мало кто в этом мире радуется необходимости выполнять дополнительную работу. Наши педагоги сетуют не на необходимость ведения электронного журнала, а на необходимость параллельного заполнения бумажного. Все признают, что электронный журнал намного более удобен, эффективен и дает намного больше возможностей. Поэтому первым заполняется электронный журнал, а уже потом – бумажный.


Лариса Алексеевна Миронова

Вот что по этому поводу говорит Лариса Миронова, учитель математики и информатики Лицея №43: «Основные преимущества использования «Электронного журнала, на мой взгляд, — вычисление не только средней, но и средневзвешенной оценки (с учетом сложности различных заданий), возможность назначения домашних заданий с добавлением индивидуального комментария для ученика, простота общения и с учащимися, и с родителями».


Мария Николаевна Власкиной

А вот мнение учителя физики этого же лицея Марии Власкиной: «Мне кажется, что главные плюсы применения «ЭлЖур» — это оперативный доступ к оценкам и заданиям из любого места для учителя, родителя и ребенка, сохранность информации, возможность исправления оценки (если она ошибочно выставлена) и автоматический подсчёт среднего балла учащегося.


— «Электронный журнал» предлагает несколько вариантов профиля пользователя, среди которых есть интерфейсы учителя, завуча и администратора. Я правильно понимаю, что вам приходится работать сразу с несколькими из них? Как облегчает вашу работу «виртуальный кабинет» завуча?

— В электронном журнале помимо перечисленного я имею еще и профиль родителя. Так что смело могу себя назвать «универсальным» пользователем. Как завуч в любой момент времени я могу посмотреть успеваемость конкретного ученика; сводную статистику по любому классу, параллели, предмету или учителю; проследить динамику успеваемости и т.д. В этом году впервые в конце четверти наш завуч по учебной работе не собирал отчеты с учителей, а выдавал им в распечатанном виде.

Кроме того, электронный журнал дал нам возможность очень оперативно передавать информацию внутри учительского коллектива. Например, через журнал я адресно рассылаю положения о конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, передаю информацию, присланную на электронную почту школы и т.д.


Наталья Александровна Пашкова

Учитель биологии и химии Наталья Пашкова считает, что «Электронный журнал» упрощает работу при составлении отчетов. При этом она добавляет: «Система позволяет просмотреть динамику успеваемости класса в параллели, а также оставить комментарий к каждой оценке».


— А приходилось ли Вам обращаться в техподдержку за те полгода, что Вы используете систему? Можно сказать, что опыт был положительным?

— Конечно же приходилось. И мне, и учителям, и родителям. Результат был всегда положительным. Все вопросы решались в течение нескольких минут.

— Как специалист в ИКТ, Вы можете оценить безопасность «Электронного журнала»? Насколько внесённые в него данные защищены от постороннего вмешательства?

— Исправлять или вносить отметки в журнал могут только учителя, ведущие в данном классе, и только по своему предмету. Даже классные руководители и завучи могут только просматривать данные, не имея возможности что-либо корректировать. Всё хранится на защищенных серверах, т.е. практически исключена возможность их утери.


«Если руководители осознают невозможность развития своей школы вне современного образовательного пространства, то обязательно выберут удобную, проверенную платформу для электронного журнала.»


— Наверняка не все ученики восприняли новость о нововведении с восторгом. Были ли откровенно негативные отзывы?

— Таких отзывов я не слышала. В некоторой степени наоборот. Дети радовались, что не обязательно самим записывать задание в дневник. Можно чуточку и полениться.

«Электронный журнал» позволяет не только контролировать оценки детей, но и получать своевременную информацию о необходимости выполнения каких-либо заданий, о проведении конкурсов и мероприятий на уровне лицея и города, республики и России. Журнал позволяет осуществлять обратную связь между родителями и учителями, классными руководителями», — говорит И.А. Тришкина, мама одного из лицеистов.

«Основное приемущество в оперативности. Об оценках узнаю в течение дня, непосредственно во время урока», — добавляет другая родительница, Е.В. Юдакова.

— Какие-то саранские школы не используют системы подобные «Электронному журналу» вовсе, какие-то предпочли аналогичные решения. Порядка 30% учебных заведений города применяют именно «ЭлЖур». Как, по-вашему, будет ли расти этот показатель? И почему?

— На мой взгляд, это зависит исключительно от желания администрации школы. Наличие хорошо работающего электронного журнала – неотъемлемый компонент открытого, информационно насыщенного образовательного учреждения. Это веление времени. Если руководители осознают невозможность развития своей школы вне современного образовательного пространства, то обязательно выберут удобную, проверенную платформу для электронного журнала.

— Нашу с Вами беседу, конечно же, заметят разработчики сервиса «Электронный журнал», поэтому можете смело высказать свои пожелания относительно работы системы.

— Самое приятное, что мы не лишены возможности высказывать такие пожелания в любое время. Разработчики журнала очень открыты, чутко прислушиваются к предложениям школ и постоянно развивают свой сервис. За полгода работы мы уже увидели достаточно много нововведений. Журнал становится еще более удобным, появляются новые сводные отчеты, добавляются новые функции. Поэтому пожелание одно – работать также, не почивая на лаврах.


Петр Борисович Силаев

Мы попросили высказать своё мнение о сервисе директора Лицея №43 Силаева Петра Борисовича: «Основное преимущество ЭлЖур, на мой взгляд, удобная и легкая возможность внутреннего общения через обмен сообщениями. Этот сервис является не только прекрасной площадкой для диалога между родителями и педагогами, но и позволяет организовать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады и т.п.».


В процессе подготовки этого материала нам удалось пообщаться со многими из тех, кто ежедневно пользуется «Электронным журналом». Мы слышали разные мнения, в том числе и от тех, кто имел опыт работы с другими системами, в результате чего пришли к выводу, что школы, уже использующие электронные журналы и дневники сторонних разработчиков, присоединившись к проекту, сразу же оценят преимущества «ЭлЖур» как для руководства, так и для родителей. А Школьный портал совместно с технической поддержкой сервиса сделают переход быстрым и «безболезненным».

Вы получите современный инструмент, который повысит качество образовательного процесса. Администрация школы сможет контролировать все этапы обучения, а родители — успеваемость своих детей. Система уже работает в гимназиях №12, 19, 20, 29, лицеях 43 и 4, школах 30, 35, 37, 41 и др. Чем дольше вы тяните с принятием решения о подключении к «ЭлЖуру», тем больше отстаёте не только от процесса информатизации, но и от ведущих школ города.


Дополнительные материалы:

О журнале

Cоответствие электронного журнала требованиям Министерства образования и науки

Защита и безопасность персональных данных в электронном журнале

Правила работы с электронным дневником

Образовательная сеть Дневник.ру и ЭлЖур — сравнение функций и возможностей

Преимущества работы с ЭлЖур

Видео-инструкции по работе в электронном журнале для учителей

Видео-инструкция по работе в электронном дневнике для родителей

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 18322


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы