Сайты школ г.о. Саранск

Сайты школ Рузаевского района РМ

Список школ

Интервью

Оксана Никитина

Оксана Никитина, 26.04.2012

Дополнительное образование: блажь или необходимость?

Заместитель директора ДМШ №4 им. Л. Воинова по учебной работе

Так повелось, что, несмотря на те или иные проблемы, культура в Мордовии всегда оставалась и продолжает оставаться на довольно высоком уровне. Музыкальные и школы искусств по всей республике ежегодно выпускают тысячи молодых людей, получивших начальную музыкальную подготовку. О том, как на сегодняшний день обстоят дела в школах искусств, насколько велик поток желающих получить музыкальное образование, и что специализированные учебные заведения могут предложить своим ученикам, мы побеседовали с завучем ДМШ им. Воинова Оксаной Никитиной. Поскольку в разговоре было затронуто большое количество вопросов и проблем, мы решили разделить интервью на две части. Представляем вашему вниманию первую часть беседы.


— Вашу школу можно по праву назвать ведущей в республике. Взглянуть хотя бы на список выпускников, сейчас многие из них работают в культуре, и добились весьма достойных результатов на этом поприще. Что, по-вашему, отличает ДМШ им. Воинова от других подобных заведений?


Спасибо за высокую оценку нашей деятельности. Действительно, нашу школу неоднократно признавали лучшей: в 2009 году она стала победителем конкурса Муниципальных учреждений дополнительного образования детей, внедряющих инновационные образовательные программы, а буквально несколько дней назад — в рамках празднования Дня работника культуры ей был вручен диплом в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования детей — 2011».


Если сравнивать ДМШ № 4 имени Л. Воинова с другими музыкальными школами и школами искусств республики, первое и очевидное отличие — наличие наибольшего числа отделений. В нашей школе дети обучаются по 18 специальностям, некоторые из которых уникальны. Такого количества направлений обучения нет ни в одной школе Мордовии. Желание идти в ногу со временем стимулирует постоянный поиск путей совершенствования. Нами изучается передовой опыт крупнейших музыкальных школ страны, внедряются новые программы, формы учебной отчетности.


Думаю, несомненное отличие нашей школы — в широких возможностях творческой реализации, предоставляемых для всех обучающихся. При этом многие из этих возможностей органично вплетены в учебный процесс: например, технический зачет из скучного закрытого мероприятия превращен в увлекательный конкурс на лучшее исполнение этюда, а академические зачеты проводятся в форме открытых учебных концертов, где каждый может почувствовать себя настоящим артистом и выступить на сцене.


Но некоторые ребята в силу своей застенчивости стесняются или даже боятся выходить на сцену. Преодолеть этот страх им помогают выступления в составе творческих коллективов, которых в нашей школе действует множество. Это и крупные коллективы (4 хора, оркестр народных инструментов), и средние (ансамбль гитаристов, ансамбль скрипачей, ансамбль духовых инструментов, фольклорный ансамбль, эстрадные ансамбли), и небольшие — так называемые ансамбли классов. Каждый ученик школы обязательно является участником одного или нескольких творческих коллективов. И ежегодно в апреле на концерте с символическим названием «Вместе весело шагать» все ансамбли представляют свое творчество. Польза от ансамблевого музицирования очевидна! Играя вместе, с одной стороны — не так страшно ошибиться, а с другой — желание не подвести своих «коллег» не позволяет совершать ошибок.


Одним словом, возможности концертной деятельности в нашей школе весьма обширны: школьная сцена открыта для каждого, а особо талантливые учащиеся выступают еще и на городских, республиканских мероприятиях и конкурсах. Таким образом реализуется одна из высших потребностей любого человека — потребность в самореализации.


Немаловажное значение имеет и работа с кадрами. Стараемся привлекать в нашу школу талантливую молодежь, поддерживаем и воплощаем в жизнь их интересные идеи и проекты. Поэтому, в отличие от многих учебных заведений, кадровых проблем у нас нет. В нашей школе трудятся как зрелые преподаватели, так и начинающие, эта преемственность поколений обязательно должна быть в школе. Тогда лучшие традиции сохраняются и приумножаются.


Краткая справка

Никитина Оксана Сергеевна родилась в 1974 году в г.Мурманске.

Образование высшее. Окончила Саранское музыкальное училище им.Л.П.Кирюкова по специальности «Теория музыки» (диплом с отличием), затем Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева по специальности «Музыкальное образование» (диплом с отличием).

В 1996-1998 гг. работала в ДШИ при школе № 36 преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

В 1998 г. аттестовалась на вторую квалификационную категорию.

С 1998 г. начала работать в ДМШ №4 имени Л.Воинова преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.

В 2003 г. аттестовалась на первую квалификационную категорию.

С 2006 г. по настоящее время – заместитель директора по учебной работе.

В 2007 г. аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

С 2000 г. – ведущая концертов и конкурсов городского и республиканского значения.

С 2004 г. по настоящее время – сотрудничество с Творческой школой «Мастер-класс» (г.Москва): ведение концертов и конкурсов, работа в качестве завуча Всероссийских летних творческих школ для одаренных юных музыкантов и художников, создание баз данных, разработка документации, контент-менеджмент сайта.

Награждена Почетными грамотами от Министерства культуры РМ, Управления культуры Администрации г.о.Саранск, Главы Пролетарского района г.о.Саранск, Благодарностью Главы Администрации г.о.Саранск, Благодарностью от компании «Роланд Мьюзик» за проведение Всероссийского конкурса «RolandV-AccordeonFestival» (Москва), Грамотами и Благодарственными письмами от Творческой школы «Мастер-класс» за высокопрофессиональную работу (Москва).

В 2009 г. за внедрение системы тестирования по методике ранней диагностики природной музыкальной одаренности в школах Пролетарского района награждена Дипломом в номинации «Новаторский эксперимент-2009» от Управления культуры Администрации г.о.Саранск.

— Мне постоянно приходится наблюдать за всем, что происходит вокруг образования в Мордовии. Особенно пристально я слежу именно за школами искусств. Делать это достаточно просто, поскольку интересных событий в этой сфере разворачивается немного, но что удивительно: если и происходит какое-то движение, то с большой долей вероятности именно в вашей школе. Почему так происходит? Другие школы меньше работают или просто не так активно освещают свою деятельность?


Было бы некорректным с моей стороны судить об объемах работы, которая ведется в других школах, поскольку подобной информацией не владею. Могу говорить лишь о нашей деятельности. Она, действительно, достаточно обширна и многогранна: проводится множество разнообразных внеклассных мероприятий, концертов; учащиеся школы активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, фестивалях; в двух словах обо всем и не расскажешь!


Раньше у школ дополнительного образования не было возможности информировать население республики об услугах, предоставляемых вэтой области, поскольку ни у одной из музыкальных, художественных, школ искусств не было своего сайта. Эту нишу с успехом заполнил ваш замечательный портал. Мы стараемся использовать полученную возможность в максимальной степени. Хочется, чтобы зайдя на сайт школы, родители и дети получили ответы на все вопросы, которые могут у них возникнуть касательно нашего учебного заведения.


Сайт школы должен быть живым — это главный принцип, которым мы руководствуемся в работе с ресурсом. Поэтому в каждом разделе нашего сайта — только актуальная информация. В разделе «Афиши» — только предстоящие события. Мероприятие проводится — и оно тут же исчезает из перечня афиш, появляясь в разделе «Новости», сопровождаемое фотографиями. А в разделе «Конкурсы» — положения городских и республиканских конкурсов, в которых наши учащиеся могут принять участие в течение учебного года. На мой взгляд, нет смысла перечислять в этом разделе прошедшие конкурсы, о них лучше рассказывать в «Новостях». Мы искренне благодарны руководству портала schoolrm.ru за поддержку идеи размещения на нем сайтов учреждений дополнительного образования детей. Это правильный, нужный и своевременный шаг.


— Сейчас только ленивый не говорит об ухудшении уровня образованности людей. Многие связывают это с тем, что учителя «хуже стали учить», а ученики «хуже стали учиться». Как с высоты своего опыта Вы можете оценить эту ситуацию? Действительно ли по сравнению с советским периодом уровень подготовки юных музыкантов снизился?


Да, Вы правы. Качественный уровень музыкального образования значительно снизился. Говоря о причинах, начну с того, что музыкальные школы фактически были вне правового поля в течение последних 20 лет, со времени принятия закона «Об образовании» в1992 году, благодаря которому они оказались в статусе учреждений дополнительного образования детей, т. е. приравненными к кружкам, студиям, секциям, что не соответствовало их реальному статусу и значению. Потому что цель детских музыкальных школ (как и других школ по видам искусств) — выявление талантливых детей и их ранняя профессионализация. В статусе же дополнительного образования школы искусств перестали связываться с профессией. Так был запущен разрушительный механизм, приведший к плачевным результатам.


В 70-80-е годы прошлого века получение музыкального образования было престижным и популярным, что давало возможность уже на первом этапе — при поступлении в музыкальную школу — отбирать детей на конкурсной основе. В день приемного экзамена в музыкальной школе выстраивалась очередь, прослушивания длились до позднего вечера. В условиях конкурсного отбора предпочтение отдавалось профессионально перспективным детям. Лучшие учащиеся по окончании музыкальной школы непременно отправлялись поступать в музыкальное училище, где им также предстояло выдержать серьезный конкурс. И лишь лучшие из лучших пополняли ряды студентов. Сумевшие преодолеть тернистый путь многочасовых ежедневных занятий на протяжении всех лет учебы и «не сойти с дистанции», становились дипломированными специалистами и направлялись на работу. К статусу представителя «духовной элиты общества» прилагалась достойная оплата труда.


Но наступили «лихие» 90-е… И «духовная элита общества» оказалась на грани выживания. И вот уже яркие, музыкально одаренные дети не выбирают музыку своей профессией — не разрешают родители, не перспективно. Уменьшение численности желающих обучаться в музыкальных школах, связанное и с демографической ситуацией, и с падением престижа профессии, и с устойчиво сформировавшимся в обществе образом музыканта как «нищего со шляпой» привело к отсутствию конкурса среди поступающих. Отбор в музыкальные школы в конце 90-х годов фактически исчез, начал осуществляться набор. Исчезла конкурентная среда. А ведь именно ее наличием во многом обуславливается качество, и это касается любой сферы, не только музыкального образования. В те невероятно сложные годы в школах искусств остались лишь самые стойкие и преданные своему делу люди. Именно благодаря их энтузиазму систему удалось сохранить, не разрушив окончательно.


Ну, а сейчас мы находимся на рубеже нового этапа. В июне 2011 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации „Об образовании“». Изменения определили новый правовой статус детских школ искусств, как учреждений дополнительного предпрофессионального образования и направлены на то, чтобы вернуть школам искусств утраченные позиции, несмотря на всю сложность их нынешней ситуации.


Кроме того, нужно отметить, что в последние годы улучшается демографическая ситуация, меняется отношение родителей к дополнительному образованию — все большее число современных мам и пап осознают важность и нужность музыкального развития своих детей. И в последние учебные годы число желающих учиться в нашей школе превышает возможности приема.


— Некоторые школьники, приходя учиться в музыкальную школу, в буквальном смысле ужасаются количеству побочных предметов. Если учишься, например, игре на аккордеоне, то обязательны для посещения занятия сольфеджио, общего фортепиано и ряда других предметов. Есть ли подобная проблема с новичками в вашей школе? И как справляться с этим?


В музыкальной школе нет «побочных» предметов. Система детского музыкального образования сложилась в нашей стране достаточно давно, и она признана лучшей в мире. В прошлом учебном году мне посчастливилось стать участницей I Всероссийской конференции-форума преподавателей детских школ искусств в Москве. Тогда в докладе ректора Нижегородской государственной консерватории Э. Б. Фертельмейстера прозвучали замечательные слова: «Как известно, нет жанров плохих и хороших, дети должны слушать разную музыку, иметь широкий, разнообразный слуховой опыт, чтобы уметь выбирать и вырабатывать иммунитет к пошлому и низкопробному. Воспитание подготовленных, грамотных слушателей и зрителей — та задача, которую, в конечном счете, и должно решать начальное предпрофессиональное образование в сфере искусства». А это невозможно без изучения всех предметов, составляющих учебный план музыкальной школы.


Мы стараемся объяснить нашим ученикам и их родителям, что музыкальная школа — это именно школа, а не кружок. Ведь невозможно в общеобразовательной школе выбрать: «На математику я буду ходить, а на русский не хочу». Та же система и у нас — все предметы обязательны для изучения. Для тех же, кто категорически хочет учиться только играть на музыкальном инструменте или только петь, мы предлагаем обучение на коммерческой основе (дополнительная платная услуга без ограничения возраста обучающихся). Количество уроков в этом случае — исключительно по желанию, но и свидетельство об окончании музыкальной школы в этом случае не выдается.


Подобная практика применяется во многих школах России. Например, в ДШИ № 4 г. Санкт-Петербурга существуют две программы обучения — основная и облегченная. При этом стоимость обучения по облегченной программе значительно выше, чем по основной.


— Существует вопрос, ответ на который лично мне кажется очевидным, но далеко не все согласны с моей точкой зрения. Я уверен, что каждому ребёнку параллельно с общеобразовательной жизненно необходимо посещать художественную, музыкальную или спортивную школу. Что по этому поводу думаете Вы?


Обязательно! Что касается музыки — необходимость обучения ей люди осознавали еще много веков назад. Философы древнего мира говорили: «по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает мозг и, кроме того, развивает и облагораживает чувства».


Современная психологическая наука убедительно доказала, что музыкальные занятия улучшают взаимодействие мозговых полушарий, делая процесс мышления более интенсивным. Занятия музыкой обостряют внимание, прекрасно дисциплинируют, воспитывают волю. Музыка оберегает от всевозможных опасностей подросткового возраста — у юного музыканта просто не остается времени, которое приходится «убивать». Жизнь детей, занимающихся музыкой, насыщена и интересна: они выступают на концертах, принимают участие в мероприятиях, конкурсах. Несомненна стимулирующая роль музыкальных занятий и в развитии интеллекта. Поэтому главное состоит в том, что пользу от занятий музыкой ребенок получает независимо от его дальнейшего профессионального выбора. Иначе говоря, «Музыка— путь к успеху!».


Кстати, под таким девизом состоялась культурная акция, проведенная нашей школой совместно с продюсерским центром Alex Serebryakov в конце 2011 года. Это мероприятие освещалось и на вашем портале. В разделе «Видео» на сайте нашей школы можно посмотреть видеоотчет об акции, который отвечает на вопрос о нужности начального музыкального образования для любого человека.

Беседовал Сергей Болисов, Schoolrm.ru

Источник: Schoolrm.ru

Просмотров: 4270


Возврат к списку

  

Из жизни школ

Аллея славы