Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Началась вторая учебная неделя в новом, дистанционном формате. Еще совсем недавно мысль о том, что обучение в детской музыкальной школе по всем предметам можно проводить дистанционно, казалась абсурдной. Но неожиданно возникшие обстоятельства в виде коварного вируса заставили всех нас открыться навстречу новому.
К чести преподавателей Детской музыкальной школы № 4 имени Л. Воинова хочется сказать, что каждый из них, независимо от возраста и степени подкованности в вопросах дистанционного общения, мобилизовался и занялся поиском вариантов удаленного преподавания. Подготовительная неделя (для школьников она была каникулярной) оказалась горячей порой – поиски решений, обмен мыслями, изучение онлайн-платформ, подбор оптимальных, проведение обучающих видеоконференций для преподавателей.
Для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий
ДМШ № 4 – одна из крупнейших в республике, в ней обучается свыше 500 учащихся. Поэтому для запуска дистанционного обучения важно было решить организационный момент: собрать в онлайн-пространстве всех учеников по группам для проведения теоретических, хоровых, оркестровых занятий. Был разработан алгоритм, как сделать это максимально быстро и эффективно. И вот 6 апреля старт дистанционному обучению был дан! С первого же дня проводились все уроки, причем с очень хорошей явкой учащихся!
Наши занятия проводятся в режиме видеосвязи: групповые – в формате уроков-видеоконференций на базе платформы Skype, индивидуальные – в форме онлайн-общения педагога и ученика с помощью различных популярных мессенджеров (Skype, Viber, WhatsApp). Почти всё, как в классе, только удаленно. Оказывается, играть и петь онлайн не так просто, но всё-таки можно! Как выяснилось, многие ребята с утра ждут заветного звонка от преподавателя музыкальной школы по видеосвязи. Большинство семей сейчас дома, поэтому во время уроков в кадре нередко мелькают озорные младшие братишки и сестренки, сосредоточенные мамы, а также бабушки и дедушки, которые активно принимают участие, к примеру, в распевках юных вокалистов. Случается, что подпевают нашим юным музыкантам и их домашние питомцы, особенно часто собачки.
Конечно, подготовка к каждому дистанционному уроку требует от преподавателей немало времени и сил. Нужно придумать, какие формы дистанционной работы подходят для объяснения и практической проработки той или иной темы, до начала занятий подготовить рабочий стол компьютера к каждому уроку: открыть все необходимые материалы – электронные учебники, нотный редактор, часто используемый вместо доски, чтобы записывать нотные примеры, виртуальную клавиатуру, виртуальный метроном, онлайн-тренажеры, музыкальный и видео-материал. Урок длится 30 минут, а подготовка к каждому занимает у преподавателей не менее 1,5-2 часов. Кроме того, по окончании онлайн-уроков их ждет еще и проверка выполненных домашних заданий. В итоге рабочий день длится с утра до позднего вечера.
Да, тяжело, да, непросто. И, безусловно, можно было пойти по более легкому пути: вместо проведения уроков давать ученикам задания, которые затем проверять. Но это нельзя назвать в полной мере дистанционным обучением. Скорее это переведение детей на самообучение. Тогда как в Приказе Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск № 24 от 03.04.2020 сказано: «Организовать режим образовательной деятельности с использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в условиях домашней самоизоляции детей и педагогических работников», что предполагает проведение онлайн-уроков с полноценным объяснением материала.
Дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению.
Хочется отметить, что преподаватели музыкальных школ находятся в особых условиях. К сожалению, практически ни одна обучающая интернет-платформа не готова к тем задачам, которые им приходится решать, и поэтому обучение музыке онлайн оказывается весьма ограниченным. К примеру, такие предметы как сольфеджио и хоровой класс требуют не только словесного объяснения материала, но и совместного пения. К сожалению, испробовав разные методы, способы, приемы и онлайн-площадки, мы понимаем, что петь группой в условиях удаленного режима практически невозможно. Часто звук запаздывает или пропадает. Поэтому приходится придумывать временные альтернативные формы работы по этим дисциплинам. Если говорить о предмете «Специальность», где происходит обучение игре на музыкальных инструментах, то, конечно, все мы понимаем, что ни один ноутбук, ни один микрофон не в состоянии передать все звуковые тонкости. И ни один даже самый большой монитор с хорошим изображением не заменит присутствия педагога рядом с учеником. Нельзя по интернету поставить руку ребенка, нельзя научить тонкостям звукоизвлечения.
Безусловно, дистанционное обучение в музыкальных школах не может продолжаться долго, поскольку не может стать полноправной заменой традиционному обучению, но оно может стать временным решением в условиях карантина. Конечно, мы все мечтаем о скорейшей победе всего мира над коварным вирусом, завершении карантинных мероприятий и возвращении к живому общению с нашими учениками.
Тем не менее, сейчас – историческое время: мы осваиваем совершенно новый формат построения образовательного процесса – дистанционное обучение. И хотя сегодня многие из преподавателей все еще чувствуют неуверенность и даже страх на этом пути, пройдёт время, и мы будем вспоминать об этом периоде как о новом необычном опыте, как об испытании, которое мы с честью выдержали! Всем здоровья! Берегите себя!